Общие сведения о безопасности и надежности взаимодействия человека и машины
Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма
Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма
Человека, работающего с машиной, в этой главе будем называть оператором. Оператор (диспетчер, машинист, крановщик, водитель или другой специалист), находясь на своем рабочем месте в производственной среде, взаимодействует с машиной. Под машиной будем понимать всякое техническое устройство (локомотив, автомобиль, станок, грузоподъемный кран, систему энергообеспечения, автоматизированную систему управления, систему безопасности объекта, информационную систему и прочее), с помощью которого осуществляется необходимая для данного предприятия работа. Общими и основными требованиями к оператору и машине являются безопасность и надежность их взаимодействия.
Надежность оператора — это свойство сохранять работоспособное состояние в течение требуемого времени, способность в течение этого времени предпринимать профессионально грамотные действия, соответствующие обстановке.
Работоспособность же характеризуется готовностью к работе, а также количеством и качеством этой работы, проделанной за определенный период времени.
Человеческим фактором, как говорилось выше, обозначают причину отказа в работе машины (системы машин), произошедшую по вине оператора. Отказ рассматривается как результат ошибочных действий либо бездействия в нужный момент (оператор «прозевал», растерялся, не был обучен, не знал, что делать, наплевательски отнесся к своим обязанностям). Иными словами, работник оказался ненадежным.
Статистика показывает, что ошибочные действия человека являются наиболее частой причиной транспортных происшествий, доля их достигает 90 %. Поэтому человеческий фактор занимает ведущее место среди проблем безопасности на железнодорожном транспорте.
Локомотивные бригады — это многочисленный профессиональный контингент на железнодорожном транспорте. С ним связано основное число транспортных происшествий. Только от потери бдительности машинистом на рабочем месте происходят 35—37 % случаев аварий на железнодорожном транспорте. Человек на железной дороге был и остается слабым звеном системы.
В прошлом десятилетии в России (по данным Межгосударственного авиационного комитета) в 99 % случаев авиакатастроф виновником был назван человеческий фактор.
Обычно процесс деятельности оператора (технология) регламентируется инструкциями, определяющими, по каким правилам должна исполняться профессиональная работа. В задачи оператора входят контроль за работой машины, а также выявление сбоев и неисправностей. В современных машинах практически все процессы ее работы отслеживаются датчиками, передающими сигналы на приборы. Ориентируясь на показания приборов, оператор должен выполнять необходимые действия, корректировать режим работы машины.
Машины конструируются с таким расчетом, чтобы оператор по своим личностным возможностям вполне был в состоянии управлять работой машины и контролировать ее.
Если действия, приводящие к возникновению аварий, совершаются осознанно, то они квалифицируются как нарушение. Если они совершаются неосознанно, то квалифицируются как ошибка.
В последние годы к человеческому фактору стали относить нарушения и ошибки, связанные с невыполнением правил и мер производственной безопасности, правил технической эксплуатации машины, санитарных норм, режимов труда и отдыха.
Полезная информация: