Движущийся железнодорожный подвижной состав
Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

Основной опасностью при нахождении работника на железнодорожных путях, на перегонах и на территориях железнодорожных станций являются движущиеся объекты:

- железнодорожные составы;

- отдельные локомотивы;

- отдельные вагоны;

- путевые машины.

Железнодорожной спецификой, усугубляющей возможность получения травмы и тяжесть ее последствия, являются:

- отсутствие возможности маневра движущихся объектов;

- очень большой тормозной путь у движущихся с высокой скоростью железнодорожных составов;

- значительный тормозной путь при роспуске грузовых вагонов на сортировочных горках;

- отсутствие у распускаемых вагонов тормозных устройств;

- невозможность подъезда или быстрого прибытия служб скорой медицинской помощи или медицинских катастроф.

Характер травматизма на путях также специфичен:

- тяжелые последствия;

- частота смертельных исходов. Получению травм способствуют:

- отсутствие безопасных мест в междупутном пространстве при встречном движении составов;

- привыкание к опасности и ослабление при этом внимания в результате длительного нахождения на путях;

- ослабление восприятия звуковых сигналов, оповещающих об опасности, и снижение ориентации из-за шумовых факторов;

- недостаточная освещенность в ночное время на станционных путях даже в условиях интенсивной маневровой работы;

- неудовлетворительное содержание междупутных пространств (снег, гололед, лужи, захламленность).

Все эти факторы серьезно повышают риск травматизма для работников, которые в силу профессиональной специфики часто и подолгу должны находиться на железнодорожных путях.

Меры профилактики травматизма в опасной зоне на путях:

- организация безопасных зон для пропуска поездов (широких междупутий, укрытий);

- организация безопасных переходов через пути (подземных переходов, пешеходных мостов, переходов с цветовой сигнализацией);

- организация безопасных маршрутов по территориям станций;

- использование средств сигнализации и оповещения людей о приближении поезда;

- ограждение мест производства работ запрещающими сигналами;

- применение сигнальной спецодежды.

Для работников службы пути и путевых машинных станций безопасность обеспечивается организацией работ во время технологических окон в движении поездов или проведением их на закрытых для движения путях.

«Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ» устанавливает схемы ограждений мест работы:

- требующие остановки поезда;

- требующие снижения скорости;

- не требующие уменьшения скорости движения поездов.

Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет. На рельсы, кроме того, укладывают петарды. Петарды охраняются сигналистами, которые должны находиться на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места работы и иметь ручные красные сигналы.

Перед началом работ, выполняемых в темное время суток, во время тумана, метелей, когда видимость составляет менее 800 м, принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих на путях.

При работах на путях и стрелочных переводах станций руководитель работ делает запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи и контактной сети» о месте и времени производства работ. Дежурный по станции дает указания дежурным по постам, сигналистам, дежурным стрелочных постов, составителям, машинистам локомотивов, работающим на станции о недопустимости заезда на те или иные пути или участки путей, об уменьшении скорости или соблюдении особой бдительности при следовании по путям, где производятся работы.

Вагоны, ремонтируемые на станционных путях, а также вагоны с опасными грузами, стоящие на отдельных путях, ограждают переносными красными сигналами, устанавливаемыми на оси пути на расстоянии не менее 50 м.

Если к снегоуборке пути и стрелочных переводов на станции привлекаются временные работники, ими руководит дорожный мастер, бригадир или опытный монтер пути. На станциях с электрической централизацией стрелок имеется инструкция по организации работ и обеспечению безопасности при очистке стрелочных переводов.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: