Источники вредных факторов химического происхождения на производстве
Вредные факторы производственной среды химического происхождения
Вредные факторы производственной среды химического происхождения
Достаточно часто человек, находящийся на рабочем месте в производственной среде, подвергается воздействию вредных факторов химического происхождения, обладающих токсичностью. Токсичность — это способность веществ оказывать вредное или летальное действие на организмы.
Железнодорожный транспорт перевозит очень большой объем химических грузов. Самыми массовыми химически вредными грузами являются минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Например, выгрузка минеральных удобрений из вагонов проходят в условиях выделения токсических газов: фтористых соединений, аммиака, паров минеральных кислот, сероводорода.
Это объясняется продолжающимися химическими реакциями «созревания» продукта в условиях замкнутой емкости вагонов. Наиболее токсичны из перечисленных вредных веществ соединения фтора.
Химический фактор в железнодорожной отрасли — наиболее значимый среди вредных производственных факторов труда грузчиков, мойщиков вагонов, пропарщиков цистерн, крановщиков, занятых погрузочно-разгрузочными работами с навалочными грузами, операторов вагонообрабатывающих машин, приемосдатчиков.
На промышленных предприятиях железнодорожного транспорта, осуществляющих ремонт различных видов железнодорожной техники (подвижного состава, путевых, погрузочно-разгрузочных машин и др.), практически все технологические процессы являются источниками вредных химических веществ. В воздух рабочей зоны эти вещества могут выделяться в виде аэрозолей, паров, газов. В большинстве случаев они ядовиты и оказывают сильное токсическое действие на организм человека.
Так, в кузнечно-прессовом производстве в воздух рабочей зоны выделяются сернистый газ, оксид углерода, сероводород. Термическая обработка металлов приводит к повышенной загазованности воздуха оксидом углерода, аммиаком, сернистым газом, сероводородом, цианистым водородом, солями цианистой кислоты. Работы по окраске подвижного состава сопровождаются комплексом вредных выделений в воздух рабочей зоны. При определенных условиях некоторые из вредных выделений могут вызвать острое заболевание, внезапное резкое ухудшение здоровья или смерть, т.е. стать опасным фактором.
Потенциальная возможность оказаться под токсическим действием вредных химических веществ имеется и у членов поездных бригад. Так, в вагоностроении для ряда конструкционных элементов и декоративных покрытий применяются полимерные материалы. Всего в современных вагонах содержится до 3,5 т таких материалов. В процессе старения полимерные материалы начинают выделять летучие продукты, многие из которых обладают выраженной токсичностью.
Летучие продукты старения полимерных материалов образуются даже при невысоких температурах в условиях нормальной эксплуатации вагонов. При возникновении в вагонах пожаров окислительные процессы активизируются. Полимерные материалы выделяют большое количество высокотоксичных летучих продуктов.
Ежегодно при перевозках химически вредных грузов регистрируется значительное число аварийных ситуаций. Происходят разлив жидких, рассыпание твердых, утечка газообразных химических грузов. В ликвидации последствий аварийных ситуаций, нейтрализации, дегазации, контроле загрязненности среды участвуют работники, подвергающиеся при этом значительному воздействию вредных химических факторов.
Аварийные ситуации приводят к серьезному загрязнению объектов окружающей среды (воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы).
Многие из перевозимых по железной дороге химических грузов, кроме токсичности, обладают такими видами опасности, как взрывная, пожарная и коррозионная.
Полезная информация: