Правила безопасности в аварийных ситуациях с опасными грузами
Безопасность в аварийных ситуациях

Для того, чтобы не допустить травматизма и заболевания работников, принимающих участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами, они еще до начала работ должны быть четко, в полном объеме проинструктированы ответственным лицом. В основу материалов инструктажа по безопасности ведения работ лиц, привлеченных к ликвидации аварийной ситуации, должны быть положены Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, приведенные в них материалы аварийных карт, другие инструкции и правила. Правила безопасности являются обязательными для всех лиц, осуществляющих ликвидацию последствий аварийной ситуаций с опасными грузами.

Меры безопасности при возникновении аварийной ситуации должны проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.). Они предусмотрены и Правилами перевозок опасных грузов. Осуществление мер безопасности при ликвидации последствий аварийных ситуаций производится по согласованию с сопровождающими опасный груз проводниками или конкретными специалистами и при их участии.

Управления (отделения) железных дорог привлекают специалистов и аварийные службы, пожарные подразделения населенных пунктов региона, близлежащих предприятий и объектов. Указанные службы и специалисты выезжают на место происшествия с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой.

Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекают невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). На место аварийной ситуации, исходя из конкретной обстановки, высылают железнодорожный пожарный и восстановительный поезда. В состав восстановительного поезда может быть включен вагон с медицинским оборудованием. Медицинский персонал направляется в составе восстановительных и пожарных поездов.

Лица, привлеченные к ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и обучены правилам пользования ими. Они обязаны владеть навыками оказания первой помощи пострадавшим.

Первая доврачебная помощь оказывается вне очага поражения. Если первая помощь оказывается пострадавшим, которые получили отравление высокотоксичным веществом, спасатели должны пользоваться соответствующими средствами индивидуальной зашиты, указанными в аварийной карточке.

Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках.

Аварийная карточка—документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников железнодорожного транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке магистральным железнодорожным транспортом.

Групповая аварийная карточка — документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия тех же работников по ликвидации последствий аварийных ситуаций, но не с конкретным опасным грузом, а с определенной группой грузов, обладающих аналогичными показателями транспортной опасности. При этом по характеру необходимые действия с каждым из них в аварийной ситуации совпадают или различаются незначительно.

Аварийная карточка содержит следующие указания:

- по применению средств индивидуальной защиты;

- по действиям при аварийной ситуации (утечке, разливе, россыпи, пожаре);

- по нейтрализации;

- по мерам первой помощи.

Алфавитный указатель, помещенный в приложении к «Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам», содержит наименования опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки.

Ответственные лица должны определить границы опасной зоны, проведя санитарно-химическую разведку очага аварии и ее динамический контроль; принять меры по ее ограждению и оцеплению (охране); оценить пожарную обстановку и угрозу взрыва; организовать оказание медицинской помощи подвергшимся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов и т. д.; выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки; организовать медицинское обеспечение.

Работники санэпиднадзора обязаны в зависимости от характера аварии (взрыв, пожар, сход, опрокидывание подвижного состава, разлив, утечка или рассыпание химических веществ), вида груза и количества разлитого (рассыпанного) вещества, его химических свойств (токсичности или другой опасности для человека) организовать:

- контроль за безопасным ведением работ;

- лабораторный контроль эффективности обеззараживания (дегазации) территории;

- лабораторный контроль качества обеззараживания транспортных средств и механизмов.

Средства индивидуальной защиты, применявшиеся при ликвидации аварийных ситуаций, должны направляться на проверку для установления возможности их дальнейшего использования.

Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и другие объекты природной среды не разрешается. Они могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии специальных разрешений.

Без применения искробезопасного инструмента запрещается проведение работ по подъему и ремонту подвижного состава, содержащего взрывчатые материалы, воспламеняющиеся газы, легковоспламеняющиеся и горючие грузы.

При необходимости освещения фронта работ должны использоваться осветительные устройства во взрывозащищенном исполнении.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: