Первая помощь пострадавшим и медико-профилактические мероприятия в очаге поражения
Безопасность в аварийных ситуациях

По данным Всемирной организации здравоохранения, 20 из 100 погибших в результате аварий и несчастных случаев в мирное время могли быть спасены, если бы первая помощь им была оказана неотложно. Ее приходится оказывать непострадавшим работникам, оказавшимся на месте аварии, а также самими пострадавшими в порядке само- и взаимопомощи. Железнодорожные травмы имеют особенности.

Это черепно-мозговые травмы с тяжелыми сотрясениями головного мозга, множественные ушибы и ранения тела, переломы, ожоги при пожарах, отравление газовыми фракциями при авариях с опасными грузами и пожарах. Травмы чаще осложняются кровотечением и шоком. Раны — обычно рваные, загрязненные песком, землей, осколками стекол, проникшими на большую глубину. Среди железнодорожных травм часто встречается синдром длительного сдавливания.

Оптимальный срок оказания первой помощи пострадавшим ограничивается 30 мин после получения травмы. В этом случае посттравматические осложнения возникают у них в 2 раза реже. При остановке дыхания это время сокращается до 5—10 мин. Отсутствие же помощи в течение часа после травмы увеличивает количество тяжелых и летальных исходов на треть. Приемам оказания первой помощи обучают сейчас всех работников рабочих профессий железнодорожного транспорта. Приемы оказания такой помощи описаны в разд. 7.

При условиях аварийной ситуации всегда предпочтение в очередности оказания первой и далее медицинской помощи отдается детям и беременным женщинам.

На долю непострадавших работников приходятся также устранение (по возможности) продолжающего воздействие поражающего фактора и быстрейшая эвакуация пострадавших из зоны поражения.

Комплекс лечебных и профилактических мероприятий в очаге поражения и при ликвидации последствий аварийной ситуации осуществляют бригады скорой помощи и центр санитарно-эпидемиологического надзора отделения железной дороги в соответствии с аварийными карточками и медицинскими аварийными карточками. Они оказывают первую врачебную, а также квалифицированную медицинскую помощь. В аварийных медицинских карточках приведены указания по врачебной помощи для конкретных обстоятельств.

Медицинской службе в условиях аварий на линиях железной дороги вне территории жилой застройки часто приходится действовать в крайне неблагоприятной обстановке: при наличии большого количества пострадавших, нуждающихся в оказании разнообразной медицинской помощи, в условиях, когда в первые часы после происшествия нет необходимого количества специалистов.

Первую медицинскую помощь чаще всего оказывают бригады экстренной помощи. В состав такой бригады входят четыре человека: старшая медсестра, медсестра, водитель и санитар. Бригада оснащена медицинским, санитарно-хозяйственным имуществом. Медицинское имущество рассчитано на оказание помощи 50 пострадавшим.

Эта помощь предусматривает:

- устранение асфиксии (удушья) — туалет полости рта и носоглотки, при необходимости введение воздуховода, ингаляция кислородом, искусственная вентиляции легких ручным дыхательным аппаратом;

- контроль за правильностью и целесообразностью наложения жгута работниками (непрофессионалами в медицине), оказавшими первую помощь пострадавшим, если кровотечение продолжается;

- наложение заново и исправление неправильно наложенных повязок;

- введение обезболивающих средств;

- улучшение транспортной иммобилизации с использованием табельных средств;

- введение антидотов (противоядий) по показаниям;

- дополнительная дегазация открытых участков кожи и прилегающих к ним участков одежды;

- обогревание пораженных, находившихся продолжительное время при низкой температуре воздуха, — горячее питье (при отсутствии ранения в живот), грелки;

- введение симптоматических сердечнососудистых средств и препаратов, стимулирующих дыхание (по показаниям).

Первая врачебная помощь оказывается на первом этапе медицинской эвакуации и направлена главным образом на борьбу с такими опасными последствиями повреждений, как кровотечение, асфиксия, шок, предупреждение расстройств функций жизненно важных органов, предупреждение развития раневой инфекции и подготовку пострадавших к дальнейшей эвакуации.

В лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения за пределами очагов ЧС обеспечивают оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечение до окончательного исхода.

Квалифицированная медицинская помощь — комплекс хирургических и терапевтических мероприятий, осуществляемых врачами соответствующего профиля в лечебных учреждениях, направленных на предупреждение осложнений и борьбу с уже развившимися опасными осложнениями поражений.

Специализированная медицинская помощь преследует те же цели, что и квалифицированная помощь, но оказывает ее врачи, специально подготовленные в данной узкой области хирургии, располагающие соответствующим оснащением. К специализированной помощи относится, например, нейрохирургическая, стоматологическая, офтальмологическая, отоларингологическая, урологическая, гинекологическая и др. Кроме того, выделяется специализированная помощь обожженным.

В экстремальных ситуациях привлекаются силы и средства медицины катастроф. Медицина катастроф — это направление, сформированное для решения специфических задач охраны здоровья людей при естественных и искусственных катастрофах и чрезвычайных ситуациях. Средства медицины катастроф оказывают квалифицированную медицинскую и специализированную медицинскую помощь.

На период проведения аварийно-восстановительных работ должно быть организовано круглосуточное дежурство медперсонала, при необходимости — развернут эвакопункт. По окончании аварийно-восстановительных работ привлеченные работники проходят медицинское освидетельствование.

Кроме мер по оказанию медицинской помощи пострадавшим, в плане медико-профилактических мероприятий решаются природоохранные вопросы — локализация и ликвидация очага заражения, предотвращение экологических последствий аварийной ситуации, защита источников водоснабжения.

В обязанности главного санитарного врача на месте аварии, кроме того, входят:

- обеспечение динамического контроля над состоянием воздушной среды, почвы, воды в зоне заражения;

- оценка возможной зараженности маневровых составов, поездов, проходящих по соседнему пути;

- определение методов утилизации и нейтрализации опасного вещества.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: