В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Понятие эластичности. Финансовые возможности потребителей при чрезвычайных ситуациях

Понятие эластичности. Финансовые возможности потребителей при чрезвычайных ситуациях


В общем понимании эластичность - это способность одной экономической переменной реагировать на изменения другой. Речь может идти о разных видах эластичности, нам же потребуется ввести зависимость объема реализованного на рынке товара от его цены, т.е. речь будет идти об эластичности по цене. Воспользуемся общепринятыми обозначениями. Пусть р - рыночная цена товара, q - объем реализованной продукции. Графически зависимость q(p) может быть представлена в следующем виде (рис.3.2).

Зависимость объема продукции от рыночной цены на товар

Рис.3.2. Зависимость объема продукции от рыночной цены на товар


Рис.3.2а демонстрирует случай так называемой абсолютной неэластичности — вне зависимости от цены объем продаж всегда постоянен. В чем-то близки к этому показателю такие товары, как спички, соль, хлеб. Рис.3.2б описывает ситуацию абсолютной эластичности, когда нет предела тому, сколько товара может быть продано по какой-либо фиксированной цене, выше же и ниже этой цены не может быть продано ни одной единицы продукции. Разумеется, это - две абстрактные крайности, которые порой полезны для построения сугубо теоретических моделей, по практического интереса не представляют.


Для большинства товаров эластичность демонстрируется (скорее с целью облегчения понимания и упрощения показательных расчетов) линейным графиком (рис.3.3).

Линейный график эластичности

Рис.3.3. Линейный график эластичности


Многочисленные же статистические исследования, опирающиеся на данные рынка, говорят о том, что наиболее точно аппроксимирует чувствительность покупателей к изменению цен график, представленный на рис.3.4.

Нелинейный график эластичности

Рис.3.4. Нелинейный график эластичности


По сути здесь отображен тот факт, что при увеличении цены на товар объем его реализации падает и наоборот - при снижении цены количество реализованной продукции возрастает. Зависимость такого рода обеспечивает степенная функция

q = k р-a, где а > 0

В данном случае параметр а есть эластичность спроса по цене, которая показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества реализованной продукции; иными словами - это чувствительность, реагирование спроса на изменение цены товара. Ввиду предположений, указанных в самом начале работы, будем считать, что у обоих конкурентов сбыт продукции подчинен выше упомянутому закону.


Введем в рассмотрение следующие величины:


Рп — рыночная цена товара 1-го продавца (в дальнейшем «производитель»); Рп - рыночная цена 2-го продавца (в дальнейшем «конкурент»); Qn -объем товара, реализованного па рынке производителем; QK - объем товара, реализованного на рынке конкурентом. Тогда применительно к конкуренту зависимость q(p) примет вид: Qk = kPak


а для производителя запишется как

Теперь параметр а выступает уже как перекрестная эластичность замещения спроса на товар производителя спросом на аналогичный товар конкурента. График функции (3.3) представлен на рис.3.5.

График перекрестной эластичности

Рис.3.5. График перекрестной эластичности


Нетрудно заметить, что:

  1. при одинаковой цене на конкурирующие товары объемы их реализации совпадают;
  2. сбыт более дорогого товара идет тем хуже по сравнению с конкурентами, чем больше разница в цене между товарами.