В общем понимании эластичность - это способность одной экономической переменной реагировать на изменения другой. Речь может идти о разных видах эластичности, нам же потребуется ввести зависимость объема реализованного на рынке товара от его цены, т.е. речь будет идти об эластичности по цене. Воспользуемся общепринятыми обозначениями. Пусть р - рыночная цена товара, q - объем реализованной продукции. Графически зависимость q(p) может быть представлена в следующем виде (рис.3.2).
Рис.3.2. Зависимость объема продукции от рыночной цены на товар
Рис.3.2а демонстрирует случай так называемой абсолютной неэластичности — вне зависимости от цены объем продаж всегда постоянен. В чем-то близки к этому показателю такие товары, как спички, соль, хлеб. Рис.3.2б описывает ситуацию абсолютной эластичности, когда нет предела тому, сколько товара может быть продано по какой-либо фиксированной цене, выше же и ниже этой цены не может быть продано ни одной единицы продукции. Разумеется, это - две абстрактные крайности, которые порой полезны для построения сугубо теоретических моделей, по практического интереса не представляют.
Для большинства товаров эластичность демонстрируется (скорее с целью облегчения понимания и упрощения показательных расчетов) линейным графиком (рис.3.3).
Рис.3.3. Линейный график эластичности
Многочисленные же статистические исследования, опирающиеся на данные рынка, говорят о том, что наиболее точно аппроксимирует чувствительность покупателей к изменению цен график, представленный на рис.3.4.
Рис.3.4. Нелинейный график эластичности
По сути здесь отображен тот факт, что при увеличении цены на товар объем его реализации падает и наоборот - при снижении цены количество реализованной продукции возрастает. Зависимость такого рода обеспечивает степенная функция
В данном случае параметр а есть эластичность спроса по цене, которая показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества реализованной продукции; иными словами - это чувствительность, реагирование спроса на изменение цены товара. Ввиду предположений, указанных в самом начале работы, будем считать, что у обоих конкурентов сбыт продукции подчинен выше упомянутому закону.
Введем в рассмотрение следующие величины:
Рп — рыночная цена товара 1-го продавца (в дальнейшем «производитель»); Рп - рыночная цена 2-го продавца (в дальнейшем «конкурент»); Qn -объем товара, реализованного па рынке производителем; QK - объем товара, реализованного на рынке конкурентом. Тогда применительно к конкуренту зависимость q(p) примет вид: Qk = kPak
а для производителя запишется как
Теперь параметр а выступает уже как перекрестная эластичность замещения спроса на товар производителя спросом на аналогичный товар конкурента. График функции (3.3) представлен на рис.3.5.
Рис.3.5. График перекрестной эластичности
Нетрудно заметить, что: