Существует еще одна возможность экологического риска - сельскохозяйственная продукция. Важную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности общества играет действующая в стране система сертификации.
Однако подтверждение требований безопасности продукции замкнуто на определенный круг показателей, выбранных, безусловно, из соображений достаточной целесообразности, но при этом из поля зрения могут выпадать показатели опасности, которые обусловлены: 1) условиями конкретного сельскохозяйственного производства (применением запрещенных химикатов, пестицидов, ветпрепаратов, антибиотиков; применением разрешенных веществ и препаратов, но в количествах, превышающих их допустимый уровень и т.п.); 2) экологическим загрязнением конкретной местности, на которой производится с.-х. сырье и корма (обусловленным расположением полей, на которых производится с.-х. сырье и корма, животноводческих и молочных ферм вблизи автострад с интенсивным движением, аэропортов, химических и других вредных производств, могильников и мест складирования и захоронения токсичных отходов); 3) естественным повышенным фоновым содержанием некоторых токсичных элементов.
Разработанная в органе по сертификации «Норма» Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям (СОСЭТ) процедура добровольного подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям экологической безопасности основана на принципах прослеживаемости всех этапов жизненного цикла продукции на ее пути от «поля до тарелки» путем анализа и оценки безопасности всех критических точек этой цепи. Такая процедура сертификации позволяет проследить соблюдение экологических, фитосанитарных, ветеринарно-санитарных, санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, предъявляемых к обеспечению безопасности всех этапов жизненного цикла пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья на их пути, включая возможность безопасной утилизации.
Анализ литературного материала приводит к выводу, что одной из мер снижения экологического риска может быть развитие и стимулирование системы страхования, активно работающая во всем мире. Для создания в России эффективной системы экологического страхования необходимы следующие условия: страховые взносы должны стимулировать страхователя; страховые компании должны иметь стимул вкладывать средства в инвестирование мероприятий по охране ОС. Внедрение механизма экологического страхования в России требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических и физических лиц устанавливается и законодательно закрепляется степень возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод, а также расходов на экологическое оздоровление территорий.
Внедрение и развитие института экологического страхования позволит существенно снизить экологические риски, уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события. Обязательное экологическое страхование является одним из важнейших направлений привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот вид страхования должен стать одним из способов создания страхового финансового резерва в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.
Развитие техногенной сферы на планете привело к двум диаметрально противоположным последствиям: с одной стороны, достигнуты выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической отраслях промышленности, а также в биологии, генной инженерии, предоставившие человечеству возможность продвинуться на принципиально новые уровни во всех сферах жизни и деятельности; с другой стороны, появились невиданные ранее потенциальные и реальные опасности и угрозы человеку даже в мирное время.
Эти угрозы были осознаны в последние десятилетия в связи с крупнейшими техногенными катастрофами на объектах различного назначения:
Перечень катастроф и аварий, пожаров и взрывов с выбросами отравляющих веществ может быть продолжен на многие страницы, а ущерб и последствия вряд ли можно оценить в полной мере.
В настоящее время человечество расплачивается за техногенные достижения во всех промышленных сферах чудовищным нарастанием рисков катастроф и ЧС. Ведь только в России насчитывается около 100 тыс. опасных производств и объектов. Из них около 2300 ядерных и 3000 химических обладают повышенной опасностью. При этом в ядерном комплексе сосредоточено около 10, а в химическом комплексе около 1012 смертельных токсодоз. По данным Государственного надзора спад промышленного производства, энергетики и транспорта, сокращение числа потенциально опасных объектов несколько улучшили экологическую ситуацию в целом по стране, но вместе с тем появилась очень опасная тенденция к возрастанию доли и степени, числа наиболее тяжелых аварий и катастроф. К ним добавляются социальный и психологический факторы, подчас имеющие большее значение, чем фактор материальный.
Ситуация усугубляется еще тем, что для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая эксплуатация приводит к резкому возрастанию числа отказов.
Согласно данным концерна «Росэнергоатом» (организация, эксплуатирующая АЭС), проектный срок службы до 2005 г. исчерпывается у восьми энергоблоков. Энергоблоки 1-го поколения продолжают эксплуатироваться в щадящем режиме по ежегодно выдаваемым разрешениям. Значительное снижение количества отказов на отечественных АЭС в последние годы следует, по-видимому, отнести на счет организационно-технических мероприятий, принимаемых в после-чернобыльские годы.
Вывод из эксплуатации потенциально опасных объектов, выработавших ресурс или срок службы, представляют новую и сложную со всех точек зрения научно-техническую, экономическую и социальную проблемы, от решения которых человечеству не уйти.
Анализ техногенных рисков становится необходимым с позиций оценки состояния природной среды и экономико-социальной ситуации. За последние 15-20 лет контроль за безопасностью производства оказался совершенно утраченным. Тревога правительственных органов отражается в появлении новых указов в сфере охраны ОС и санкций в отношении предприятий, ее загрязняющих. Однако развитие техносферы, которое выходит из под какого-либо контроля, о чем свидетельствует поток научных публикаций, принял лавинный характер. При этом происходит увеличение числа и разнообразия рисков на предприятиях, что требует внедрения эффективных стратегий управления риском, предваренных анализом риска с оценкой вероятности и потенциальных последствий для людей и ОС.
Процесс управления риском должен быть связан с реализованными па предприятии системами управления средой, качеством, безопасностью и охраной труда. Внедрения эффективного метода диагнозирования риска позволяет осуществить иерархию экологических проблем и понять, от каких рисков можно избавиться либо их уменьшить в первую очередь. Эта проблема решается с помощью оперативного и стратегического планирования структурных изменений в системе производства, оптимальных в аспекте влияния на среды и в финансовом аспекте.
В работе представлена модель производственной системы и связанных с ней рисков. Рассмотрены виды источников риска внутри предприятия. Проанализирована связь экологического баланса и информационных потоков с рисками предприятия. Сравнительный анализ рисков проводится на этапах: 1) организационном; 2) оценки риска; 3) управления риском. Рискам дается оценка по уровням: ничтожный, малый, средний, существенный, неприемлемый. Технологический и экологический баланс дают возможность оцепить экологический риск предприятия.
В табл.8.6 дана характеристика градации техногенного риска, мерой которого является вероятность возникновения опасного события в год.
Таблица 8.6. Распределение уровня техногенного риска по степени опасности
Условия деятельности |
Уровень риска в год |
Оценка приемлемого риска |
---|---|---|
Безопасные |
<10-4 |
Пренебрежимо малый уровень риска |
Относительно безопасные |
<10-4...<10-3 |
Относительно невысокий уровень риска |
Опасные |
<10-3...<10-2 |
Высокий уровень риска; необходимо принятие мер безопасности |
Особо опасные |
>10-2 |
Исключительно высокий уровень риска; необходимо применение мер защиты |