В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Прогноз чрезвычайных ситуаций и катастроф

Прогноз чрезвычайных ситуаций и катастроф


Важнейшим направлением повседневной деятельности Государственной системы по ЧС является проведение мероприятий, направленных па повышение устойчивости территориальной экономики перед воздействием стихийных бедствий, аварий и катастроф. Данный комплекс работ включает различные направления, одним из которых является прогнозирование возможности возникновения экстремальных явлений и их последствий, а также заблаговременное определение комплекса мер по борьбе с влиянием поражающих факторов и подготовка к ним.


Осуществление прогнозных работ подобного характера является многогранным процессом и производится не только по данным экономических наук, но основывается также на геофизических и инженерно-технических исследованиях. При этом сами работы начинаются с определения потенциально опасных объектов и возможных экстремальных явлений.


Во всем мире существуют свои системы прогнозирования во многом сходные друг с другом и, прежде всего, учитывающие экономическую и экологическую специфику государства. Например, в Германии из наиболее опасных природных катастроф бывают ураганы, наводнения и землетрясения. Ученые Центра управления и снижения риска природных опасностей университета в Карлсруэ и Потсдамского центра геоисследований разрабатывают в настоящее время карту риска природных опасностей в Германии. Первым результатом этой работы стала разработка прогноза ущерба от землетрясений для жилых зданий.


На карте риска землетрясений для каждой общины земли Баден-Вюртемберг показан кумулятивный ущерб для жилых зданий от землетрясения с 10-процентной вероятностью в течение последующих 5 лет. Если бы произошло землетрясение с магнитудой 5,7, которое было в 1911 г. в Швебском Альбе, то ущерб для жилых зданий, например, г.Тюбингена составил бы 8 млрд. евро.


Степень разрушения различных сооружений в результате землетрясений в России приведена в табл.8.8.


Таблица 8.8. Степень разрушения различных сооружений

Тип сооружения Промышленные здания

Степень разрушения отн. ед.

Слабая

Средняя

Сильная

35-40

40-60

60-80

Кирпичные малоэтажные здания

30-35

35-50

50-70

Трансформаторные подстанции закрытого типа

45-55

55-80

80-110

Резервуары наземные металлические

40-50

50-65

65-80

Газгольдеры

40-45

45-55

55-65

Ректификационные колонны

35-40

40-50

50-65

Подземно-транспортное оборудование

45-50

50-60

60-70

Трубопроводы наземные

45-55

55-70

70-90

Воздушные линии низкого напряжения

35-40

40-55

55-70

Кабельные наземные линии связи

30-35

35-45

45-60

Из таблицы следует, что степень разрушения может быть слабая, средняя и сильная. На основе такого определения производится оценка ущерба. Тип сооружений учитывает не только конструкцию, но и материал из которого состоит данный тип сооружения. Для экстренного реагирования на прогнозируемые ЧС в России создается ситуационный центр ФГУ ВНИИПО МЧС, функционирование которого строится на основе интегрированных информационно-аналитических и инструментальных компьютерных средств, обеспечивающих многовариантное прогнозирование изменения оперативной обстановки и комплексное моделирование различных процессов развития ЧС.


При функционировании СЦ ВНИИПО планируется решение следующих основных задач:

  1. сбор и накопление информации о крупных пожарах и ЧС, противопожарном состоянии критически важных объектов, состоянии сил, средств и резервов;
  2. сбор, накопление и анализ информации об изменениях оперативной обстановки, выявление угроз возникновения крупных пожаров и ЧС;
  3. проведение анализа и обобщения оперативной информации, подготовка аналитических обзоров и рекомендаций;
  4. прогнозирование возникновения и развития кризисных ситуаций и аналитическое обоснование мер по их предотвращению;
  5. обеспечение информационной поддержки управленческих решений по предупреждению и ликвидации крупных пожаров и ЧС;
  6. выработка адекватных решений и аналитическое обоснование их принятия;
  7. своевременное информирование руководства МЧС России, заинтересованных подразделений и ведомств о развитии кризисных ситуаций па критически важных объектах федерального уровня;
  8. управление и координация деятельности оперативных подразделений МЧС России па местах;
  9. контроль выполнения принятых решений;
  10. поддержка информационного взаимодействия между силами ГПС МЧС России и другими федеральными органами исполнительной власти, принимающими участие в тушении крупных пожаров и ликвидации ЧС па критически важных объектах федерального уровня.

Методический аппарат прогноза можно представить в виде схемы на рис.8.9.

Методический аппарат прогноза риска ЧС

Рис.8.9. Методический аппарат прогноза риска ЧС