При оценке эффективности мероприятий на ОПО исходят из того, что самыми предпочтительными мероприятиями будут те, которые соответствуют: а) наибольшему (при выделенных затратах S) снижению величины ущерба - AМт[Y] или вероятности АО(т), либо б) наименьшим затратам S, требуемым для снижения Мт [У] или Q(t) до приемлемого уровня.
Общая идея прогнозирования техногенного риска на ОПО проиллюстрирована на рис.8.11.
Схема включает: а) идентификацию источников опасности и сценариев ее проявления (блоки 1-7), б) оценку частоты возможных происшествий - аварийных выбросов (блоки 8-11), оценку ожидаемого от них и иных вредных выбросов среднего ущерба Rx = МТ [Y] (блоки 12-17). При этом величина МТ[Y] оценивается двумя способами:
1. С точки зрения источника угроз, т.е. исследуемого конкретного предприятия ОПО в целом:
где а = 1... т - число типов возможных техногенных происшествий: авария (а = 1), несчастный случай (а = 2), катастрофа (а = 3) или форм причиненного прямого (I) и косвенного (II) ущерба людским, материальным и природным ресурсам; b = 1...k - количество наиболее вероятных сценариев его проявления; QIab, YIab и QIIab, YIIab - вероятности появления каждого из них за время т и размеры соответствующего прямого (I) и косвенного ущербов (II); v = 1... п — число видов систематически выбрасываемых энергии и вредного вещества; Q, Y — вероятности появления каждого такого выброса и размеры вызванного ими прямого и косвенного ущербов.
Рис.8.11. Логика и последовательность прогнозирования техногенного риска
2. С точки зрения «потерянных жертв», т.е. тех объектов из состава людских, материальных и природных ресурсов, которые не защищены от подобных вредных выбросов ОПО:
где QIl - вероятность причинения людским (l = 1), материальным (l = 2) и природным (l = 3) ресурсам конкретного прямого (I) ущерба за время; ПQl, Пl - соответственно площади зон их вероятного и достоверного поражения случайными и иными вредными выбросами ОПО; SlFl - средние стоимость и плотность единицы ресурса в каждой зоне; Q, YIIl - вероятность случайного выброса и ожидаемый от него косвенный (II) ущерб.
Сущность программно-целевого регулирования техногенного риска ОПО сводится к разработке целевых программ и созданию системы оперативного управления их выполнением. Каждая целевая программа представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, позволяющих реализовать поставленную перед системой МТР (мера техногенного риска) цель, например, - обеспечить надежность технологического оборудования. Предназначение системы оперативного управления состоит в создании условий, максимально способствующих выполнению подобных программ, путем оценки реального состояния компонента ЧМС, разработки и реализация при необходимости корректирующих воздействий.
Практическая реализация разрабатываемой технологии предполагает решение четырех задач: а) обоснование, б) обеспечение, в) контроль, г) поддержание приемлемого (по выбранным критериям) техногенного риска. Их внедрение в систему МТР предложено осуществлять в соответствии с рекомендациями математической теории организации, интерпретирующей функционирование администрации ОПО процессом преобразования вектора входных воздействий X в выходные У с результативностью ? и издержками Т. В составе такой организации имеются исполнители (персонал Н) и технические компоненты (машина М) (рис.8.12, 8.13).
Качество работы администрации конкретных ОПО можно характеризовать определенной результативностью Е(?) и издержками Т функционирования, а случайный характер данного процесса - учетом того, что входные воздействия xk поступают с вероятностями P(xk), а выходные yl - с условными Р(уl / хk), что позволяет прогнозировать значения выбранных здесь показателей системы МТР:
и оптимизировать их значения. Например, создавать структуры, преобразующие заданные входные воздействия с максимальной результативностью или минимальными издержками Т. Естественно, что параметрами задач будут свойства Ч и М.