Введение
Введение
В современных условиях развития общества решение проблем, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным. Это обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит множество чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом возникающие стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья и жизни населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Чтобы умело и грамотно противостоять последствиям проявления любых опасностей в чрезвычайных ситуациях, необходимо постоянно совершенствовать уровень подготовки специалистов различных профилей, способных решать комплекс взаимосвязанных задач в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека.
Основу научных и практических знаний, содержащихся в курсе "Безопасность жизнедеятельности", составляют знания, ранее излагавшихся в отдельных курсах: "Охрана труда", "Охрана окружающей среды" и "Гражданская оборона". Объединение курсов позволило расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания. Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.
Главная задача курса "Безопасность жизнедеятельности" - формирование у обучаемых сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь, а также ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как учебная дисциплина изучает теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) во всех сферах его деятельности.
Данное учебное пособие посвящено одной из важных частей курса "Безопасность жизнедеятельности" - защите от чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.
Появление опасностей обусловлено возникновением чрезвычайных ситуаций (ЧС). Под ЧС понимают внешне неожиданную внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающую отрицательное влияние на экономику, социальную сферу и природную среду.
По причинам возникновения можно выделить четыре класса ЧС: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экологические катастрофы и социально-политические конфликты.
Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.
Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, обширные лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури и ураганы, смерчи, снежные заносы, обобледенения. Эти стихийные бедствия только за последние 20 лет унесли жизни более 3 млн. человек. Почти 1 млрд. жителей нашей планеты, по данным ООН, за этот период испытал последствия стихийных бедствий.
Техногенные катастрофы - это внезапный выход из строя машин, механизмов, агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся взрывами, радиоактивным, химическим и бактериальным заражением больших территорий, гибелью людей.
Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:
- недостатки проектирования предприятий;
- несоблюдение правил по технике безопасности;
- отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;
- нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;
- низкая трудовая и производственная дисциплина;
- возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;
- стихийные бедствия, вызывающие аварии.
Экологические (антропогенные) катастрофы - это качественное изменение биосферы, порождаемое хозяйственной деятельностью человека. К ЧС экологического характера могут быть отнесены: загрязнение почвы тяжелыми металлами, кислотные дожди, магнитные поля, смог. Кроме того, сюда можно отнести загрязнения водных бассейнов нефтью, сбросами предприятий пищевой и химической промышленности.
Социально-политические конфликты - крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения, а также межнациональные и религиозные противоречия. События последних лет свидетельствует о том, что разрешение социальных, межнациональных и религиозных конфликтов происходит в различных формах борьбы, носящих порой чрезвычайный характер и приводящих к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению материальных ценностей. В настоящее время это особенно проявляется в терроризме.
Предлагаемое учебное пособие может быть использовано как дополнительный материал студентами высших учебных заведений при изучении курса "Безопасность жизнедеятельности", а также для курсов повышения квалификации специалистов в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций.
При написании данного учебного пособия использовались опубликованные материалы отечественных и зарубежных авторов.
Полезная информация: