Аварии на транспорте


        Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
        Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
— железнодорожная авария;
— авиационная катастрофа;
— дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
— аварии на водном транспорте;
— авария на магистральном трубопроводе и др.
        Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
        Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
        Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
— неисправности пути;
— поломки подвижного состава;
— выход из строя средств сигнализации и блокировки;
— ошибки диспетчеров;
— невнимательность и халатность машинистов;
— сход подвижного состава с рельсов;
— столкновения;
— наезды на препятствия на переездах;
— пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
— повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
— изношенность технических средств.
        Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.


        В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
        Среди причин авиакатастроф выделяются:
— ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
— распад единой государственной системы Аэрофлота;
— рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
— снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
— ошибки пилотов;
— ошибки диспетчерских служб;
— неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
— погодные условия.
        Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
        Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
        Данное положение объясняется следующими причинами:
— неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
— большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
— многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
— неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
— нарушением водителями Правил дорожного движения;
— плохой подготовкой водителей;
— превышением скорости на опасных участках дорог; -— выездами на полосу встречного движения;
— управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
        Основными причинами этих аварий являются:
— нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
— износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
— погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
— ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
— ошибки при проектировании и строительстве судов;
— столкновения и опрокидывания судов;
— посадка на мель;
— взрывы и пожары на борту;
— неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
— низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

По материалам книги - "Безопасность жизнедеятельности" Под редакцией проф. Э. А. Арустамова.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: