Организация работы комиссии по ЧС объекта
Режим деятельности комиссии по ЧС (КЧС). Деятельность КЧС по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий — это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
В режиме повышенной готовности КЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.
При необходимости из КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.
Состав оперативной группы (ОГ) определяют заблаговременно, в нее входят руководитель ОГ — заместитель председателя комиссии (главный инженер) и члены группы — начальник аварийно-технической службы, начальник противопожарной службы, заместитель начальника отдела ГО и ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации основная деятельность КЧС заключается в непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и защите персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.
Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС проводит председатель КЧС объекта. Планирование предусматривает решение основных вопросов организации действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте, главными из которых являются:
• выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала, зданий, сооружений и территории объекта от ЧС природного и техногенного характера;
• обеспечение защиты персонала при различных видах ЧС;
• выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС, работники отдела ГО и ЧС и служб ГО, главные специалисты, не являющиеся начальниками служб, а при необходимости — специалисты проектных и экспертных организаций.
На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта при возникновении ЧС, определяют способы защиты и комплекс мероприятий, которые необходимо спланировать для надежной защиты персонала и территорий объекта.
При этом учитывают:
• наличие потенциально опасных участков непосредственно на объекте, возможные сценарии развития аварийных ситуаций в процессе их эксплуатации;
• потенциально опасные зоны на территории района (региона) аварии, которые могут оказать влияние на объект;
• возможные стихийные бедствия в районе расположения объекта;
• силы и средства объекта, возможные варианты усиления для проведения мероприятий по защите персонала и ликвидации ЧС;
• ориентировочный объем, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, защите персонала и проведению аварийно-спасательных работ;
• другие исходные данные для планирования, определяемые местными условиями и спецификой деятельности объекта.
Организация подготовки к действиям при ЧС. Подготовка руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям при ЧС организуется и проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организационно-методическими указаниями МЧС России по данному вопросу на очередной год, соответствующими приказами или указаниями старших начальников ГО и начальника ГО объекта.
Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:
а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего состава, специалистов, командно-начальствующего и личного состава формирований осуществляется на занятиях, тренировках КЧС, штабных тренировках, командно-штабных учениях и комплексных учениях (объектовых тренировках).
Подготовка персонала объекта, не входящего в состав органов управления и формирований, организуется и проводится по месту работы. Учения на объектах могут совмещаться с городскими или районными учениями.
Разработка магперъшльно-технической базы КЧС включает:
• создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления, включая локальные;
• создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты (запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению). Для обеспечения производства работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий и сооружений заблаговременно создают запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;
• накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО (проводится инвентаризация подвальных и других помещений, которые можно приспособить для укрытия, осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему населения);
• приобретение необходимой техники и оборудования для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горюче-смазочными материалами).
КЧС также рассматривает и решает вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией людей.
Полезная информация: