Техника безопасности при эксплуатации транспортных и погрузочно-разгрузочных машин

        В системе потребительской кооперации очень широко используются машины и механизмы для подъема, опускания, кантования и транспортировки грузов с целью доставки их к месту хранения или продажи. Этот вид оборудования является источником серьезных опасностей, так как перемещаемые грузы в вертикальной и горизонтальной плоскости вместе с транспортными и подъемными средствами обладают высокой кинетической и потенциальной энергией, способной причинить травмы человеку.

        Поэтому грузы в зависимости от массы и степени опасности подразделяют на категории и группы. К первой категории относятся грузы массой до 80 кг, которые перемещаются с помощью простых приспособлений. На расстояние до 25 м, а для сыпучих — 15 м эти грузы разрешается переносить вручную. Профессионалам-грузчикам разрешается переносить на спине груз массой до 80 кг на расстояние не более 60 м при условии, что груз будут поднимать и снимать другие лица. Грузы второй категории (от 80 до 500 кг) перемещают с помощью тележек, а для перемещения грузов третьей категории (от 500 кг и более) необходимы лебедки, тали, подъемные краны.

        Предельная норма переноски грузов не должна превышать: 10 кг для девочек от 16 до 18 лет; для мальчиков в возрасте 16-18 лет эта норма — 16 кг; для женщин старше 18 лет — 20 кг (или 50 кг вдвоем на носилках), а для мужчин старше 18 лет — 50 кг.

        Подростки моложе 16 лет к работе по переноске тяжестей не допускаются, от 16 до 18 лет — могут переносить грузы при условии, если эти операции связаны с выполнением ими основных работ по специальности и занимают не более 1/3 рабочего времени.

        По степени опасности грузы подразделяют на семь групп:
• продовольственные, промышленные товары, стройматериалы;
• горючие грузы, медикаменты;
• пылящие и т. д.;
• обжигающие жидкости;
• баллоны со сжатым газом;
• крупногабаритные грузы;
• грузы особой опасности (взрывчатые вещества, отравляющие газы и проч.).

        Рассмотрим виды вредных и опасных факторов, которые имеют место при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. К ним относятся:
— возможность наезда транспортным средством на человека в условиях плохой видимости, малых площадей маневрирования, неисправности тормозов, невнимательности водителя;
— возможность падения грузчика с высоты грузовой платформы при неправильном выполнении такелажных работ;
— возможность падения рабочего вместе с грузовой платформой при обрыве тяговых элементов (цепей, тросов, канатов);
— возможность падения груза на человека при потере грузом устойчивости;
— возможность получения рабочим ожога при переносе емкостей с кислотами, щелочами и другими химически опасными веществами;
— возможность возникновения взрыва или пожара при работе со взрывчатыми веществами или баллонами со сжатым газом;
— возможность поражения органов зрения и дыхания при перевозке пылящих материалов;
— возможность отравления в случае разгерметизации или утечки из контейнеров химических веществ (жидкостей, газов).

        Меры безопасности при погрузке, разгрузке и перемещении грузов. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует обращать внимание на техническое состояние механизмов, освещенность рабочих мест, характер грузов, их массу, упаковку и маркировку. Предупредительная маркировка указывает на порядок обращения с грузами, например: "Не бросать", "Не кантовать", "Верх" и др. На контейнерах с опасным грузом должны быть наклеены ярлыки, напечатанные черной краской на белом фоне, и диагональная цветная полоска.

        Для обеспечения погрузочно-разгрузочных операций при складах должны быть эстакады или рампы, располагаемые на одном уровне с полом вагона или кузова автомашины. Интервалы при расстановке автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках друг за другом должны быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими по фронту, — не менее 1,5 м.

        Ширина рабочих проходов в складских помещениях должна быть не менее 1,5 м, а при движении тележек — 3,2 м.

        Для предупреждения травм при использовании ручных тележек надо следить за тем, чтобы груз устойчиво лежал на ее платформе и не выходил за габариты тележки. Тележки не должны грузиться выше уровня глаз грузчика, скорость передвижения ручных тележек не должна превышать 4 км/ч. При перевозке кислот, жидких химикатов в стеклянной таре тележки необходимо оборудовать гнездами, обитыми мягкими тканями.

        Работа по погрузке, разгрузке и перемещению грузов выполняется с помощью ручного инструмента и простейших приспособлений, а также сложных подъемно-транспортных машин. К ручному инструменту относятся ломы простые, роликовые и ломы-аншпуги. Роликовые ломы служат для перемещения по горизонтали тяжеловесных грузов и подъема их на небольшую высоту. Лом-аншпуг применяют для передвижения железнодорожных вагонов или платформ вручную.

        Простейшие приспособления для подъема и перемещения грузов включают: покаты для перемещения бочек, рулонов; слеги для погрузки на транспортные средства бочек и грузов цилиндрической формы массой до 500 кг; бочкоподъ-емники; краны ручного действия; уравнительные мостки; катательные доски и носилки.

        Слеги и покаты должны быть прочными, длиной 4-6 м, ровными. Для сцепления с бортом автомобиля и дверным рельсом вагона верхние концы покатов снабжают крюками, а нижние концы покатов и слег делают скошенными. Чтобы избежать несчастного случая при падении груза, покаты должны иметь тормозные колодки и тормозные канаты.

        Навалочные грузы должны равномерно располагаться по всей площади кузова и не должны выступать над уровнем бортов. Штучные грузы могут возвышаться над бортами (не более 3,5 м) при условии крепления их к кузову прочными веревками. При формировании штабеля надо выбирать ровные горизонтальные площадки. Штабель должен быть устойчивым, соответствовать определенным нормам по высоте, обеспечивать свободный доступ, быстроту и удобства проверки наличия и отпуска товаров. При отсутствии механизмов не разрешается укладка грузов массой свыше 50 кг на высоту штабеля более 2 м. Устойчивость штабеля достигается различными способами кладки грузов (обратной, перекрестной и проч.), а также применением деревянных прокладок между их рядами.

        Все погрузочно-разгрузочные работы с ящиками, бочками, стеклотарой необходимо выполнять в рукавицах.

        Техника безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных средств. В различных отраслях народного хозяйства при выполнении погрузочно-разгрузочных работ применяют такие подъемно-транспортные средства, как краны, тельферы, подъемники, погрузчики, штабелеукладчики, лифты и транспортеры.

        К управлению и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются (приказом по предприятию) лица не моложе 18 лет, аттестованные квалификационной комиссией. Перед допуском к работе указанным лицам выдается под расписку инструкция, определяющая порядок работы, их права и обязанности.

        Все грузоподъемные машины и грузозахватные приспособления должны быть осмотрены на предмет исправности. Необходимо иметь разрешение на пуск их в работу, которое выдается органами Госгортехнадзора (на оборудование, регистрируемое в этой инспекции1) или лицом, осуществляющим в данной организации надзор за оборудованием, не подлежащим регистрации в органах Госгортехнадзора. Основанием для выдачи разрешения является документация завода-изготовителя и результаты технического освидетельствования.

        Грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, не регистрирующиеся в органах Госгортехнадзора, имеют индивидуальный номер, под которым они записываются в журнале учета кооперативной организации или предприятия.

        Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено перед пуском в работу вновь зарегистрированной грузоподъемной машины; после монтажа, вызванного переносом грузоподъемной машины на новое место; после реконструкции или капитального ремонта. Участковый инспектор Госгортехнадзора выдает разрешение на основании анализа технического освидетельствования грузоподъемной машины и контрольной проверки ее состояния.

        Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны периодически, не реже одного раза в год, проходить техническое освидетельствование специальным работником по надзору. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт грузоподъемной машины с указанием срока следующего освидетельствования. В паспорте машины должны быть указаны номер и дата приказа о назначении ответственного лица за исправное состояние, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи удостоверения.

        При эксплуатации подъемно-транспортных средств необходимо соблюдать основные правила техники безопасности.

        Не разрешается переносить груз над служебными помещениями. Высота, на которой находится груз при переноске, должна быть не менее 1 м от встречных предметов, 2 м от временных построек. Запрещается поправлять тросы, когда груз находится в подвешенном состоянии. Не допускается нахождение под поднятым грузом.

        Шахты лифтов должны иметь ограждения со всех сторон и на всю высоту. Для предупреждения возможности открывания дверей шахт лифтов при движении их оборудуют блокировочными контактами. За техническим состоянием всех предохранительных и блокировочных устройств (дверных контактов, ловителей, ограничителей скорости, концевых выключателей) лифтов и подъемников должен осуществляться строгий надзор.

        Каждый лифт или подъемник должен быть снабжен правилами эксплуатации с указанием грузоподъемности, сведений о порядке пользования, последнего и следующего срока испытания, а также ответственного за эксплуатацию. Подъем или спуск людей в грузовых лифтах или подъемниках категорически запрещается. Управление грузоподъемными лифтами должно быть наружным.

        Не разрешается: работать на лифте с открытыми дверями; если кабина приходит в движение при пуске лифта с открытыми дверями шахты или дверь шахты открывается при отсутствии кабины на данном этаже; если кабина автоматически не останавливается на нужном этаже и кнопка "Стоп" неисправна; если замечены неисправности (необычный шум, рывки, неточность остановки кабины у этажных площадок, наличие признаков плохого состояния электроизоляции проводов) и др.

        В случае обнаружения неисправности при осмотре и проверке работы лифта надо обесточить его, повесить объявление: "Лифт не исправен — не включать" и сообщить администрации.

        Все самоходное оборудование должно быть снабжено звуковой сигнализацией и надежными тормозами, исправность действия которых проверяется перед началом работ.

        Скорость движения самоходных механизмов внутри складских помещений не должна превышать 6 км/ч при движении по главным проходам и 3 км/ч — при движении по вспомогательным проходам.

        Перед началом работы на передвижных конвейерах и транспортерах проверяют правильность их установки и устойчивость. Установку транспортеров осуществляют так, чтобы были предусмотрены проходы вдоль транспортера шириной не менее 1 м. Тяговые органы у этих машин обычно открыты, поэтому при работе у транспортера надо быть особенно внимательным. Необходимо проверять состояние электропроводки, электрооборудования и наличия заземления. Пускатели должны быть расположены либо на самом транспортере, либо на щитке в непосредственной близости от него. На случай экстренной остановки транспортер снабжается несколькими выключателями с обеих сторон.

        Во время работы транспортера лента или пластичный настил должны загружаться равномерно. Масса одного места, а также масса груза, находящегося на транспортере, не должны превышать допустимых показателей. Нельзя подправлять на ходу неустойчиво установленный, а также застрявший груз. Выключение электродвигателя следует производить после того, как перемещаемый груз полностью сойдет с ленты.

По материалам книги - "Безопасность жизнедеятельности" Под редакцией проф. Э. А. Арустамова.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: