Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны
Грузоподъемные краны
Грузоподъемные краны
Применение в промышленности большого количества кранов обеспечивает ведение технологических процессов, механизацию труда, определяет техническое совершенствование и степень интенсификации производства, его производительность, затраты на выпускаемую продукцию и другие технико-экономические показатели, имеет большое народнохозяйственное значение.
Учитывая, что в народном хозяйстве больше всего используются мостовые краны с электрическим приводом, устройство и безопасная эксплуатация кранов рассматриваются здесь на примере этих кранов.
Многообразие работ по подъему и перемещению грузов, а также специальных технологических операций вызывает необходимость применения мостовых кранов различных назначений и конструкций.
Наиболее широкое распространение получили мостовые краны (крюковые) общего назначения с электрическим приводом. для легкого, среднего и тяжелого режимов работы грузоподьемностью от 5 до 250 т, составляющие около 75% всех эксплуатирующихся мостовых кранов, и специальные мостовые краны. На базе конструкций мостовых кранов общего назначения создаются специальные краны, выполняющие некоторые работы или непосредственно участвующие в технологическом процессе.
Завалочные краны обычно эксплуатируются в мартеновских цехах с небольшими печами и, кроме завалки шихтовых материалов, выполняют различные вспомогательные работы. Для этого они снабжаются вспомогательной тележкой небольшой грузоподъемности. Главная тележка имеет поворачивающуюся колонну, на нижнем конце которой укреплена платформа с механизмами и аппаратурой управления.
Литейные краны предназначены для заливки жидкого чугуна в мартеновские печи, разливки стали, обслуживания миксеров и т. д. В отличие от мостовых кранов общего назначения они оборудованы двумя тележками: главной — для подъема ковша с жидким металлом и вспомогательной — для кантовки ковша при сливе чугуна в печи или шлака в шлаковни после разливки металла, а также для выполнения различных вспомогательные работ. Литейные краны выполняют ответственные операции, механизмы их должны работать четко и безотказно.
Одним из требований Правил, обеспечивающих надежную и безопасную эксплуатацию литейных кранов, выполняющих работу с жидким металлом, является установка на механизмах главного подъема не менее двух тормозных устройств.
Ковочные краны подают, поддерживают и поворачивают заготовки при обработке на прессах и молотах (если отсутствуют напольные кантователи). Ковочный кран имеет две тележки: главную и вспомогательную. Механизм главного подъема снабжен, двумя тормозными устройствами и комненсаторами динамических нагрузок, предохраняющими грузовой канат от разрыва.
Грейферные краны применяются для захвата, подъема и перемещения сыпучих и кусковых материалов (руда, известняк,кокс, уголь, песок и др.). Грузозахватный орган на этих кранах — грейфер. В зависимости от характера выполняемой работы применяются грейферы двухчелюстные и многочелюстные(лепестковые) .
Магнитные краны — мостовые краны общего назначения, имеющие в качестве грузозахватного органа электрический магнит. В зависимости от назначения и характера выполняемых работ применяют главным образом два типа электромагнитов: круглые и прямоугольные. Краны с электромагнитной шайбой используются при погрузке, транспортировке, разгрузке, штабелировке слитков, проката и на других работах, в том числе в копровых цехах для подъема и сбрасывания с высоты бойных шаров при разделке металлического лома . Использование на мостовых кранах подъемных магнитов сoздает безопасные условия труда, разрешает работать с горячими грузами без подкрановых рабочих, обеспечивает высокую скорость захвата груза, ликвидирует обычно большие потери времени на их зацепку и отцепку.
Козловые краны по своей конструкции делятся на две группы: краны с электрической. талью, перемещающейся по однорельсовому пути, подвешенному к нижнему поясу пролетного строения, и краны с грузовой тележкой, передвигающейся по верхнему поясу главных балок. Эти краны, выполняя складские работы на больших площадях, не только механизируют тяжелый и часто небезопасный труд, но и обеспечивают должный порядок, культуру труда на участка», повышают производительность труда во многих отраслях промышленности, строительства, транспорта.
Грузоподъемные мостовые краны предназначены для подъема, удержания на высоте и горизонтального перемещения подвешенных к ним грузов. Несущие конструкции такого крана, переброшенные через пролет цеха и опирающиеся на подкрановые пути, создают видимость моста, соединяющего противоположные линии колонн здания. Отсюда такое образное название — мостовой кран. Примечательно, что мостовые краны, находясь на высоте, не занимают ценной производственной площади, а также в закрытых помещениях для них не надо сооружать специальные опоры, так как они опираются на колонны, поддерживающие перекрытие и кровлю- производственных зданий или складских помещений. Мостовые краны могут действовать в двух и даже трех горизонтах.
Что же представляет из себя мост крана? Он состоит из главных (продольных) и поперечных (концевых) балок, жестко соединенных между собой, и сейчас, как правило, изготовляется сварным. Колеса, на которых передвигается по подкрановым путям мост крана, называются ходовыми и делятся на рабочие и холостые.
Рабочие колеса приводятся в движение от электродвигателя через передаточные механизмы, а холостые служат только опорами для моста крана. На уложенных вдоль моста крана рельсовых путях, опираясь на них колесами, располагается грузоподъемная тележка, основание которой — сварная металлическая рама. Рабочие колеса тележки приводятся в движение механизмом ее передвижения от электрического двигателя через передаточный редуктор.
Механизм подъема и опускания груза устанавливается непосредственно на тележке. На некоторых специальных кранах устанавливаются два механизма подъема — главный и вспомогательный. Мостовые краны по конструкции моста и грузоподъемности делятся на двухбалочные, о которых рассказано выше, и однобалочные. В отличие от двухбалочных однобалочные мостовые краны с электрическим приводом (кран-балки) вместо грузоподъемной тележки снабжены электрическими тельферами и используются для подъема и перемещения небольших грузов. Управляют кран-балкой чаще с пола цеха, чем из кабины.
На рельсовых путях, по обе стороны тележки и моста крана, установлены тупики — упоры, а на тележке и мосту на одном уровне с ними — буфера, амортизирующие удар, если тележка или мост соприкоснутся с ними. Механизмы подъема грузов, передвижения моста и тележки снабжены тормозными устройствами и приборами безопасности.
Мостовой кран может поднимать груз с помощью механизма подъема, удерживать его на высоте, перемещать вдоль моста механизмом передвижения тележки и вдоль подкрановых путей — передвижением моста.
Полезная информация: