Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Грузозахватные органы, приспособления и тара

Грузовые канаты. Канаты, предназначенные для подъема любого груза, рассматриваются как особо ответственные детали.

Наиболее широкое распространение получили стальные проволочные канаты, имеющие высокие механические свойства. При сравнительно небольших диаметрах и весе они работают бесшумно, с высокими скоростями, хорошо воспринимают толчки и удары. Стальные канаты надежны в эксплуатации и долговечны, а. разрушение их происходит постепенно, в виде разрывов отдельных проволочек, что довольно заметно и позволяет своевременно судить о возможности дальнейшего их использования. В Правилах указывается, что стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, несущих, тяговых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода-изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 — 77 «Канаты стальные. Технические требования». В свидетельстве (сертификате) должны указываться наименование завода-изготовителя и его подробный адрес, заводской номер каната, его конструкция (тип), вид проволоки, диаметр каната, диаметр проволоки, дата приемки, лабораторные данные об испытании каната и его механические свойства.

Канаты без свидетельства должны подвергаться лабораторным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241 — 77 и допускаться в работу только при положительных результатах.

Промышленность выпускает канаты прямой и крестовой свивки. При прямой свивке отдельные проволоки в прядях и са ми пряди свиты в одном направлении. При крестовой свивке направление проволок в прядях противоположно направлению прядей в канате (рис. 5).

Применяются на кранах и канаты двойной свивки. Пряди из отдельных проволок такого каната свиваются вокруг сердечника из пеньки, асбеста или мягкой стали. Эта конструкция делает его более гибким, эластичным.

При эксплуатации мостовых кранов практически применяются шестипрядные канаты, чаще всего 6x19 или 6x37 (первая цифра — число прядей, вторая — число проволок в каждой пряди).

Стальные проволочные канаты
Рис. 5. Стальные проволочные канаты.

Важное значение, с точки зрения техники безопасности, имеет правильная эксплуатация стальных канатов. При работе проволоки испытывают напряжения кручения, возникающие при свивке каната, изгиба — при огибании канатом блоков и барабанов, сжатия — от давления соседних проволок, растяжения под действием веса поднимаемого груза, а также местные напряжения смятия при соприкосновении с блоком, барабаном и т. д. Изнашиваются канаты главным образом из-за перегибов на блоках и барабане механизма подъема. При разматывании канатов из бухты или барабана рекомендуется избегать образования спиралей или петель, ведущих к деформации проволоки.

Стойкость канатов в значительной мере определяется их смазкой. Смазывать канаты кранов, работающих в зоне высоких температур, следует не реже одного раза в пять дней, остальных — не реже, одного раза в десять дней. Стальные канаты должны надежно крепиться к подъемному механизму, чтобы они не спадали и не перетирались от соприкосновения с элементами конструкций или с канатами других полиспастов.

Для удлинения срока службы каната большое значение имеет защита его. от повреждений. С этой целью к мосту крана в месте возможного соприкосновения каната с главными троллеями устанавливается предохранительный щит. Он изготовляется из металлического уголка или швеллера, к которому со стороны расположения каната крепится деревянная обшивка. Канаты кранов, работающих с жидким металлом в зоне высоких температур, ограждаются щитами, отражающими тепло; нижние блоки должны иметь кожухи.

При работе мостовых кранов в двух ярусах канаты могут быть повреждены, когда кран, действующий в верхнем ярусе, наезжает неподнятыми канатами на мост нижераположенного крана. Такая небрежность приводит к тому, что канат в местах соприкосновения с мостом перетирается, а блочная подвеска (часто с грузом) обрывается и падает на пол цеха.

На одном предприятии электромостовой кран грузоподъемностью 30/7,5 т механизмом малого подъема выполнял работу с грейфером при косом натяжении грузового троса. В результате канат был потерт о нижний пояс фермы моста, и при последующем подъеме грейфер с землей оборвался. В другом случае из-за небрежной работы была допущена качка блочной подвески большого подъема крана грузоподъемностью 20/5 т. При этом болты крепления щекоЬин захватили и привели в негодность канат малого подъема.

Опасный износ каната выявляется следующим образом:

канат просматривается, чтобы определить наиболее изношенные места;
на том месте, где обнаружено больше всего оборванных проволок, наносится мелом метка;
от метки в сторону наибольшего износа отсчитывается столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставится вторая метка; расстояние между метками называется шагом свивки, на нем и подсчитывается количество обрывов (табл. 1).

Сравнение количества оборванных на шаге свивки проволок с данными табл. 1 позволяет определить возможность дальнейшего использования каната.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для выполнения особо ответственных работ, а также для транспортировки расплавленного и раскаленного металла, кислот, врывчатых, огнеопасных и ядовитых веществ, должны браковаться, как рекомендуют Правила, при обрыве проволок на одном шаге свивки вдвое меньше, чем указано в табл. 1.

Нормы браковки

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат подлежит браковке.

Цепи сварные и пластинчатые предназначены для передaчи тяговых усилий и состоят из, шарнирносоединенных звеньев. Цепи бывают сварные и пластинчатые. Пластинчатые цепи, применяемые на грузоподъемных машинах, должны соответствовать ГОСТ 191 — 75 «Цепи грузовые пластинчатые». Сварные и штампованные цепи, которые применяются как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319 — 70 «Цепи сварные грузовые и тяговые» и ГОСТ 228 — 65 «Цепи якорные сварные. Детали и узлы. Размеры и технические требования».

Пластинчатая шарнирная цепь
Рис. 6. Пластинчатая шарнирная цепь.

Для изготовления стропов могут также применяться цепи по ГОСТ 6348 — 71 «Цепи якорные литые. Детали и узлы. Размеры и технические требования». Якорные цепи применяются без распорок и с распорками. Сварные цепи подразделяются на короткозвенные и длиннозвенные, некалиброванные и калиброванные. Пластинчатые шарнирные цепи (рис. 6) изготовляются из стали 40 или 45, имеют высокую прочность. Недостаток их в том, что они изгибаются только в одной плоскости. Сварные цепи при хорошей гибкости во всех направлениях и малыми диаметрами огибания имеют все же существенные недостатки: большой собственный вес, чувствительность к толчкам и перегрузкам, внезапность разрыва, большой сконцентрированный износ звеньев в местах сопряжения.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: