Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Механизмы и аппаратура управления мостовыми кранами
Грузоподъемные краны. Механизмы и аппаратура управления мостовыми кранами
Защитное заземление — соединение корпусов электрооборудования с заземляющим устройством. Это одна из основных мер электробезопасности людей, обслуживающих грузоподъемные механизмы. Все металлические части электрооборудования: корпуса электродвигателей и контакторные панели, кожухи всех аппаратов, кабели, панели, щиты, а также металлические конструкции кранов — могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции и потому должны надежно заземляться (рис. 8).
В установках с напряжением 380/220 В и 220/127 В вместо заземления используют зануление, т. е. присоединение указанных выше корпусов электрооборудования к заземленному нулевому проводу.
В качестве заземлителей используются вертикально введенные в землю металлические трубы диаметром 25 — 35 мм, длиной 2,5 м или уголки такой же длины. Расстояние между заземлителями принимается равным не менее 2,5 — 3,0 м. Для предупреждения коррозии заземлители омеднивают или оцинковывают. Количество заземлнтелей определяется расчетами (учитывается состояние грунта).
Заземлители соединены между собой приваренными металлическими полосами и образуют контуры заземления, которые должны периодически проверяться.
Заземляющие проводники соединяют корпуса электрооборудования с заземлителем. Мостовые краны, кроме действующих во взрывоопасной среде, заземляются через подкрановый путь. Сопротивление заземления в сетях с рабочим напряжением до 1000.В, к числу которых относятся электрические краны, не должно превышать 4 Ом вместе с сопротивлением контура.
Механизмы и аппаратура управления мостовыми кранами
Для пуска (остановки), изменения направления и скорости вращения двигателей механизмов мостовых кранов применяются контроллеры. По конструкции и исполнению контактной части контроллеры бывают барабанные и кулачковые. Барабанные контроллеры используются для легких и средних режимов работы (до 120 включений в час), кулачковые — для более тяжелых режимов (до 600 включений в час). Для особенно тяжелых режимов при меняютея магнитные контроллеры, управляемые командоконтроллерами на расстоянии.
Наиболее простая конструкция контроллеров — с механическим приводом. Все переключения в них выполняются кранов- щиком вручную. Правилами предусмотрена, что аппараты yправления грузоподъемной машиной должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было удобным и не затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и грузом. Это определяется местом размещения кабины на кране с учетом условий выполняемой работы и необходимой обзорности, конструкцией и углом наклона световых .проемов в кабине по отношению к обслуживаемой площади, расположением сидения крановщика. Средства управления для облегчения ориентировки отличаются формой, размерами, цветом. Контрольные приборы размещаются в удобном месте, на уровне глаз крановщика, чтобы он хорошо их видел.
Важное значение имеет надежная фиксация контроллеров во всех рабочих и нулевом положениях. Направление движений рукояток, рычагов, маховиков должно указываться на этих механизмах и аппаратах в виде ярких, хорошо видимых надписей и стрелок, быть рациональным и по возможности соответствовать направлению вызываемых ими движений. Да это и понятно. Скажем, если бы крановщик, приводя в движение механизм передвижения моста в левую от себя сторону, поворачивал маховик контроллера.влево, а кран при этом двигался бы вправо, это дезориентировало бы. Такое управление искусственно вызывает излишнее напряжение, требует особой сноровки, нередко ведет к несчастным случаям и не рекомендуется Правилами.
Контакторы — аппараты, служащие для частых дистанционных включений и выключений тока в электрической цепи. Использование контакторов на кранах с тяжелым режимом позволяет производить до 800 включений в час. В одном контакторе бывает несколько парных силовых и вспомогательных контактов. Силовые контакты применяются для разрыва основного тока, а вспомогательные — для управления в оперативных схемах и называются блок-контактами.
Сопротивления, применяемые на кранах, служат для плав. ного пуска электродвигателей и регулировки числа оборотов. Они включаются в цепь якоря двигателей при постоянном токе или в цепь ротора при переменном токе. Изготовляются сопротивления из чугунных элементов или проволоки с большим удельным сопротивлением (вихром, фехраль и др.). Обычно ящики сопротивления нагреваются до высокой температуры. Поэтому они зашиваются металлической сеткой и устанавливаются так, чтобы рабочие не прикасались к ним во избежание ожогов. Осмотр или ремонт сопротивления может быть разрешен только после того, как снято напряжение с крана. Сейчас все больше применяют краны с автоматическим и дистанционным управлением. Дистанционное управление, кранами исключает пребывание людей в условиях высокой температуры окружающей среды, запыленной атмосферы, облегчает их труд, делает его более безопасным.
Кабины управления. Кабина управления краном — рабочее место крановщика. Ее устройство и размещение должно соответствовать Правилам и гарантировать безопасную работу. Кабина должна быть просторной, обеспечивать свободный доступ к оборудованию и вмещать при необходимости, кроме крановщика, стажера или ремонтника; устроена и размещена так, чтобы крановщик со своего рабочего места мог наблюдать за грузозахватным органом н грузом, беспрепятственно просматривать обслуживаемую краном площадь. В некоторых конструкциях кабин для улучшения обзорности настил пола делают из толстого (около 20 мм) плексиглаза, через который свободно просматривается вся зона под кабиной крана. В этих случаях нижняя часть кабины, на которую становится крановщик, должна быть защищена крепкими решетками, способными надежно выдержать его вес.
Важное условие безопасности — расположение кабины со стороны, противоположной главным крановым троллеям. Допускаются исключения в тех случаях, когда троллеи недоступны для случайного прикосновения к ним из, кабины, с посадочной площадки и лестниц.
Кабины электромостовых кранов должны иметь высоту не менее 1,8 м. Верхнее перекрытие кабины — сплошное или сетчатое (ячейка не более 20X20 мм), защищающее от падения в нее случайных предметов. Правилами предусматривается сплошное ограждение кабины со всех сторон высотой не менее 1 м. При выполнении в кабине работ только сидя ее высоту разрешается уменьшить до 1,5 м, а ограждение обшивки — до 0,7 м. Пол должен быть сплошным, деревянным или каким-либо другим, неметаллическим и покрыт резиновыми диэлектрическими ковриками размером не менее 500X700 мм, причем размещать их следует только в местах обслуживания электрооборудования.
На некоторых предприятиях работают краны, у которых расстояние между задней стенкой кабины и максимально выступающими в ее сторону предметами менее 400 мм. В таких случаях, чтобы избежать травмирования крановщика (стажера, дублера) в опасной зоне, заднюю сторону кабины следует ограждать по всей ширине и на высоту 1800 мм. Боковые стороны, примыкающие к задней стенке, ограждаются на ширину не менее 400 мм.
Предъявляются также требования и к устройству входной двери в кабину крана. Дверь должна выполняться распашной или раздвижной и иметь запор изнутри. Дверь распашного типа открывается только внутрь.
Полезная информация: Современное производство кранов мостовых на сайте завода kranbalka.su