Требования безопасности к конструкции тракторов и сельскохозяйственных машин
Общие требования техники безопасности к конструкции. Технически исправной и отвечающей требованиям техники безопасности считают машину, соответствующую конструктивным требованиям заводской инструкции, правилам техники безопасности при эксплуатации, а также если она полностью укомплектована отрегулированными агрегатами, механизмами, сборочными единицами, приборами, защитными ограждениями, сигнализацией и противопожарным инвентарем.
Машины, агрегаты, не отвечающие требованиям безопасности (отсутствие ограждений у вращающихся и передаточных механизмов, необорудованное рабочее место, неисправное рулевое управление, неотрегулированные тормозные устройства, отсутствие звукового сигнала, аптечки и средств пожаротушения), к эксплуатации не допускаются.
Промышленность выпускает тракторы и сельскохозяйственные машины в соответствии со специальными государственными стандартами по безопасности труда и требованиями к конструкции.
К каждой новой машине, поступающей в хозяйство, прилагается руководство по эксплуатации. В нем содержится раздел «Техника безопасности», где даны наиболее безопасные приемы и способы обслуживания, рекомендации по безопасным приемам работы на машине, показаны места безопасной установки домкрата, приведены правила по технике безопасности при работе на машинах, порядок выполнения технического обслуживания (ТО), а также требования пожарной безопасности.
Машины, предназначенные для борьбы с вредителями и болезнями растений, протравливания семян, снабжены инструкцией, где указаны правила работы с пестицидами и дегазации машин после окончания работы, при ТО и ремонте, а также рекомендуемые спецодежда и индивидуальные средства защиты. В нерабочий период инструкция хранится у главного инженера (механика) хозяйства.
В двигателе не должно быть утечек топлива, масла и воды; не допускается присутствие газов в соединениях выпускного коллектора с двигателем и выпускной трубой.
В боковых щитах капота двигателя должны быть установлены амортизирующие прокладки и исправные замки. Крыльчатка вентилятора должна быть исправна. При выявлении деформации или трещин крыльчатку необходимо заменить. Лопасти крыльчатки вентилятора окрашивают в цвет, отличный от цвета двигателя. Рычаги механизмов пускового двигателя должны легко и надежно переключаться. Блокировочное устройство (рис. 41) запуска двигателя при включенной передаче должно быть исправно. В противном случае эксплуатация машин запрещена.
Для пуска двигателя служит электростартер (ЮМЗ-6АЛ, Т-40М, МТЗ, Т-150, ДТ-175С и др.). При этом электропроводка, аккумулятор, стартер и блокировочное устройство должны находиться в исправном состоянии.
Рис. 41. Схема блокировочного устройства:
1 — пластина; 2 — рамка; 3 — контакт; 4 — пружина; 5 — шплинт; 6 — проводник; 7 — магнето; 8 и 10 — соответственно вторичная и первичная обмотки; 9 — электроды свечи; 11 — кнопка
Пусковой шнур для ручного пуска выполнен из прочного пенькового материала с деревянной рукояткой на конце. Храповики на рукоятке и приводном валу должны обеспечивать их полное зацепление и отключение при включенном двигателе.
Кабины должны быть исправными и иметь жесткий каркас. В сварных соединениях защитных кабин или каркасов не допускаются наличие трещин, раковин, ненадежное соединение кабины с рамой машины, деформация каркаса. Передние, задние и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, ухудшающих видимость. Устанавливать непрозрачные материалы вместо стекол и нестандартные стекла запрещается.
Замки дверей не должны самопроизвольно открываться, а устройство для фиксации двери в открытом положении — самопроизвольно закрываться. Устройства для нормализации микроклимата в кабине, системы контроля, сигнализации и освещения должны быть исправны. В верхней части расположен солнцезащитный козырек Т-150.
Пол кабины закрывают рифленым ковриком из маслобензостойкого материала, а в местах установки рычагов и педалей размещают уплотнители для предотвращения проникновения пыли в кабину.
С помощью стеклоподъемных механизмов боковые стекла кабины должны легко и плавно перемещаться и фиксироваться в установленном положении. Стеклоочистители должны качественно очищать стекла.
Основные условия, обеспечивающие хорошую видимость рабочей зоны из кабины трактора, самоходной машины, — содержание в чистом и исправном состоянии стекол кабины, правильная установка сиденья, зеркал заднего вида и солнцезащитных козырьков. Не допускаются трещины в стеклах, а также замена их непрозрачными материалами (фанерой, картоном и т.п.).
Стекла очищают по мере их загрязнения тряпкой или включают стеклоочистители. Для удобного размещения сиденье регулируют в зависимости от массы (от 60 до 120 кг) и роста человека. Сиденья тракторов типов ЮМЗ-6Л, МТЗ, Т-150, К-700А, комбайны СК-5 «Нива» и СК-6А «Колос» и др. снабжены устройством для регулировки по высоте на величину ± 40 мм и в горизонтальном направлении на ± 75 мм. Спинка сиденья имеет угловое перемещение относительно вертикали от 5 до 20°. Запрещается устанавливать не предусмотренное конструкцией дополнительное сиденье.
Не допускаются провалы, выступающие пружины и острые углы на подушке и спинке сиденья. При наличии на машине регулируемого сиденья его надежно фиксируют в установленном положении. При ремонте или замене подушек и спинок сидений запрещается изменять их размер и формы.
При работе в темное время суток обзорность рабочей зоны зависит от работы электроосветительных приборов — фар и их регулировки. При работе в пыльных условиях или отсутствии кабины для лучшей видимости поля рекомендуется применять защитные очки или прозрачные экраны, а в зимнее время оборудовать лобовое и заднее стекла кабины устройством против обледенения.
Рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и иметь надежные фиксирующие устройства. Опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) должны быть в исправном состоянии. Кабину и рабочие площадки машин следует содержать в чистоте. Не допускается наличие посторонних предметов.
Тракторы типа МТЗ снабжены приводом тормозов прицепа. Кабина закреплена на шасси в четырех точках на резиновых амортизаторах и оборудована отопительно-вентиляционной установкой, торсионным одноместным сиденьем с гидроамортизатором, стеклоочистителями, противосолнечным козырьком, зеркалами заднего вида, медицинской аптечкой, бачком для воды. Внутри кабины размещены плафон освещения и вешалка для одежды. На тракторе предусмотрены предпусковой подогреватель и гидрофицированный прицепной крюк для присоединения одноосных прицепов непосредственно из кабины.
У трактора ЮМЗ-6АЛ кабина с хорошей тепловой и шумовой изоляцией и круговым обзором. Для снижения вибрации и шума она закреплена на резиновых амортизаторах. Трактор снабжен звуковым сигналом, указателем поворотов и фонарем освещения номерного знака. Кабина обогревается, в ней предусмотрена вентиляция. Для пуска двигателя в холодное время года предназначен предпусковой двигатель.
У трактора Т-150 кабина снабжена устройством для обдува лобовых стекол и стеклоочистителем. Одно из двух сидений подрессоренное и регулируется по массе и росту механизатора. В кабине предусмотрены термос для питьевой воды, санитарная аптечка и местное электрическое освещение.
У колесного трактора Т-150К кабина термо- и шумоизолирована, колодочные тормоза на все колеса с пневмоприводом блокированы с тормозами прицепа. Тракторист управляет ими с помощью педали из кабины. В ней установлен рычаг независимого управления тормозами прицепа. Он служит для подтормаживания прицепа, не нажимая на педаль тормозов, чтобы избежать его наката на трактор.
Кабина трактора ДТ-175С тепло- и шумоизолирована, снабжена принудительной вентиляцией с очисткой воздуха. В холодное время года можно включить отопитель, а для облегчения пуска двигателя установлен предпусковой жидкостный подогреватель ПЖБ-200. За счет установки кабины со смещением вправо от продольной оси трактора и большей площади ее остекления обеспечивается хорошая обзорность. На задней стенке в целях пожарной безопасности предусмотрены места для крепления огнетушителя ОУ-5 и штыковой лопаты. Тормоза обеспечивают надежное управление поворотом и торможением трактора при движении вперед и заднем ходе.
Кабина трактора К-700А оборудована вентиляционным и отопительным устройствами. В целях повышения безопасности трактор оборудован надежными колодочными тормозами на всех колесах с ножным пневмоприводом.
У гусеничного трактора Т-130 двухместная металлическая кабина с теплозвукоизоляционным уплотнением. Для улучшения условий работы механизатора в холодное время года на тракторе установлен предпусковой подогреватель воды и масла и подогреватель воздуха в кабине, для безопасности движения — шпоры для ледяных дорог.
У зерноуборочных комбайнов «Дон-1500» и «Дон-1200» кабина установлена на амортизаторы и оборудована тонированными стеклами, внутри обита теплозвукоизолирующим материалом. Для контроля за выполнением технического процесса и рабочими органами служит специальная автоматическая электронная система. Предусмотрена блокировка пуска двигателя, размыкающая электрическую цепь при любом включенном диапазоне передач.
Сиденье мягкое, подрессоренное, с подлокотниками. С помощью вентиляционной установки очищенный воздух подается в кабину водителя. При этом создается избыточное давление, предотвращающее проникновение пыли. Поток воздуха регулируется рефлекторами. Предусмотрен воздушный кондиционер. Комбайны, предназначенные для эксплуатации в Нечерноземной зоне, Сибири и на Дальнем Востоке, оборудуют внутри отопителем. Улучшены устройства освещения и сигнализации.
Картофелесажалки снабжены более надежными ограждениями всех передач, электрической сигнализацией (звонком) между сажальщиком и трактористом.
Картофелеуборочные комбайны снабжены подпружиненными сиденьями. Улучшена конструкция подножки для переборщиков, благодаря чему она меньше забивается грязью.
Установлены ограждения для передач, все репродукторы закрыты. Для снижения вибрации разработана подпружиненная площадка переборщика. На картофелесортировальных пунктах усовершенствована конструкция ограждений.
Для уборки сахарной свеклы вместо прицепных комбайнов созданы самоходные корнеуборочные машины. У корнеуборочной машины РКС-6 имеется автоматическая система для контроля за работой выкапывающих вилок, которая сигнализирует о нарушениях в их работе. Быстро открывающиеся капоты и легкосъемные щитки машины обеспечивают безопасность в работе и удобство при техническом обслуживании. Конструкцией предусмотрена возможность кратковременного отключения поперечного и погрузочного транспортеров при движении машины, что позволяет менять транспортные средства при уборке. Вождение машины требует небольших усилий, так как имеется гидроусилитель рулевого управления. Кроме того, машина может работать в режиме автоматического вождения.
У прицепного кормоуборочного комбайна КПКУ-75 исключены ранее выполняемые вручную операции. На крышке измельчающего аппарата смонтировано приспособление для заточки ножей измельчающих барабанов.
Карданный вал для привода всех механизмов от ВОМ трактора наряду с защитными кожухами снабжен электрическим сигналом, который включает звуковой сигнал, предупреждая тракториста о слишком крутом повороте агрегата, что может привести к поломке машины и возникновению аварийной ситуации. Тележка оборудована фонарями для подачи сигналов поворота, «Стоп» и обозначения задних габаритов. Привод тормозов пневматический, что дает возможность автоматически одновременно с тормозами трактора приводить в действие тормоза колес комбайна, а в случае отрыва комбайна от трактора — обеспечить аварийное торможение.
У самоходной косилки-плющилки КПС-5Г кабина снабжена вентиляционной установкой, состоящей из двух вентиляторов, фильтров и регулятора потока воздуха. На площадке водителя установлено подрессоренное сиденье с гидроамортизатором. Расположение сиденья регулируют по высоте и вдоль площадки. Для повышения удобства управления машиной рулевое колесо можно регулировать по высоте, а также в продольном направлении вперед или назад. На рулевой колонке смонтированы приборы, с помощью которых можно контролировать параметры работы двигателя и освещение. Имеется механизм аварийного останова двигателя. Управление рабочим органом гидрофицировано.
Для безопасной работы введен пневматический тормоз на тракторных прицепах, например на прицепах грузоподъемностью 9 и 12 т к трактору К-701. Аналогичными тормозами оборудуют также прицепы грузоподъемностью 2, 4 и 6 т. Преимущество пневматического тормоза по сравнению с гидравлическим заключается в том, что в случае разрыва буксирного устройства они автоматически тормозят оторвавшийся прицеп.
Для облегчения закрытия боковых бортов прицепа транспортные средства оборудованы торсионными устройствами.
Требования к тормозной системе. Для своевременной остановки трактора необходимо, чтобы тормоза действовали надежно и плавно, обеспечивали его полный останов и неподвижность при стоянке или на подъеме (спуске). Машины с неисправной тормозной системой к эксплуатации не допускаются.
Изменение конструкции тормозных систем, а также применение отдельных элементов тормозных систем, не предусмотренных для машины данной марки или не соответствующих требованиям зaвода-изготовителя, не допускаются.
Тормоза должны быть отрегулированы на одновременное торможение колес при сблокированных педалях. Педали правого и левого тормозов должны иметь одинаковый свободный ход.
Компрессор системы пневматических тормозов должен обеспечивать установленное для машины давление в системе. При включенном в течение 30 мин компрессоре и выключенных тормозах, а также при включенных тормозах и неработающем компрессоре в течение 15 мин падение давления на 0,05 МПа не допускается.
Манометр системы пневматических тормозов должен быть в исправном состоянии. В механическом приводе тормозов недопустимо заедание рычагов и колодок, расшплинтовка соединения и наличие трещин, в гидроприводе — подтекание тормозной жидкости в тормозных цилиндрах, шлангах, трубках и соединениях.
Тормозные колодки и ленты у постоянно разомкнутого типа тормозов не должны касаться барабанов, а зазор между ними должен соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя. Попадание масла на накладки или ленты тормозов не допускается. Замасленные тормозные накладки или ленты следует промыть. Необходимо заменить одновременно все накладки у обоих тормозов, если расстояние от поверхности накладок тормозных колодок или ленты до головок заклепок меньше 0,5 мм.
Тормозные системы колесных тракторов, самоходных шасси и тракторных поездов, составленных на базе колесных тракторов, должны обеспечивать их останов на сухой бетонированной дороге при торможении от начальной скорости 20 км/ч (табл. 9).
Тормоза и система управления должны обеспечивать торможение на ходу. Для этого тормоза прицепа снабжают устройством для блокировки с тормозами трактора. Они должны управляться из кабины водителя, самовыключаться при отрыве прицепа от трактора, надежно удерживать прицеп во время стоянки на небольших уклонах. Тормозная система должна исключать набегание прицепа на трактор при резком уменьшении скорости движения последнего, а также при движении под уклон.
Привод тормозов прицепа сельскохозяйственной машины блокируют педалью тормоза трактора, обеспечивая опережение торможения прицепа и растормаживание трактора.
Эффективность тормозов проверяют по свободному или полному ходу педалей тормоза, а для энергонасыщенных тракторов (К-701, Т-150К) — по ходу штоков тормозных камер. Полученные значения не должны превышать параметров, указанных заводом-изготовителем в техническом описании и инструкции по эксплуатации данной машины. Тормоза могут считаться надежными, если свободный ход педалей тормозов у тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л, МТЗ-80 и МТЗ-80Л - 70...90 мм; ЮМЗ-бЛ - 100... 150-Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ- 50... 80; Т-150К- 10...25 мм. Утрак-тора Т-150К при полном нажатии на педаль тормоза ее нижний конец не доходит до пола кабины на 10...30 мм.
Таблица 9
Масса трактора, т | Длина тормозного пути трактора, м | ||
без прицепа | с одним прицепом | с двумя прицепами | |
До 4 | 6,0 | 6,5 | 7,5 |
Более 4 | 6,5 | 7,5 | 9,0 |
Перед выездом давление в системе пневмопривода тормозов трактора Т-150К должно быть не ниже 0,45 МПа, во время движения - 0,6...0,76 МПа; К-700 и К-701 - 0,55...0,75; МТЗ-80 и МТЗ-82 - 0,67...0,73 МПа.
Требования к системе рулевого управления. В системе рулевого управления машин не допускаются: пенообразование масла в системе усилителя в результате недолива его в корпус усилителя; нарушение регулировки предохранительного клапана; повышенная утечка масла в насосе; заедание в зацеплении червяк — сектор; повышение вибрации рулевого колеса; ослабление затяжки гайки червяка, креплений сошки или поворотных рычагов; неисправность продольной и поперечной рулевых тяг и их деталей (изгиб, трещины, повреждение резьбы, пробок и наконечников); повышенный зазор в конических подшипниках передних колес или в шарнирах тяг рулевого управления; нарушение сходимости передних колес; увеличенные осевое перемещение поворотного вала и зазор в зацеплении червяк — сектор; повышенный зазор в соединениях карданных муфт привода рулевого колеса; сопротивление повороту рулевого колеса при ручном воздействии выше 50 Н; свободный ход рулевого колеса машины при работающем двигателе более 25°; установка деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также использование рабочих жидкостей, не предусмотренных для машины данной марки или не соответствующих требованиям завода-изготовителя.
Соединительные пальцы рулевых тяг можно шплинтовать только стандартными, не бывшими в употреблении шплинтами.
В системе управления гусеничных тракторов не допускаются: неисправность тяг и их соединений с рычагами; свободный ход рукояток рычагов механизма управления тормозами, планетарного механизма поворота, превышающий значения, указанные заводом-изготовителем в техническом описании и инструкции по эксплуатации; неполное торможение барабана механизмом управления тормозами планетарного устройства при полном перемещении рычагов управления на себя; различный ход педалей тормоза.
Параметры состояния рулевого управления некоторых колесных тракторов приведены в табл. 10.
Требования к ходовой части. Машины с неисправной ходовой частью к эксплуатации не допускаются. Шины не должны иметь повреждений (порезов, разрывов и т.п.), расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины, а также полного износа рисунка протектора.
Колеса надежно крепят к ступице. Отсутствие на ступице хотя бы одной гайки для крепления колес не допускается. Давление в шинах и сходимость управляемых колес должны соответствовать значениям, установленным техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации заводов-изготовителей.
Звенья гусеничной цепи с порванными проушинами заменяют. Пальцы гусениц шплинтуют заводскими или изготовленными по их образцу шплинтами. Не допускается отсутствие крыльев над колесами у колесных тракторов и щитов над гусеницами у гусеничных тракторов; не должно быть сквозных трещин, разрывов, полного износа протектора, так как во время движения трактора покрышка может полностью разорваться. Авария в таких случаях неизбежна. При износе протектора снижаются тяговые свойства трактора, нарушается прямолинейность движения за счет ухудшения управляемости, что также может привести к аварии.
Таблица 10
Трактор | Свободный ход, град | Усилие, Н (кгс) | ||
номинальный | допустимый | номинальное | допустимое | |
ТМ-40М и его модификации |
3...5 | 20 | 20...30 (2...3) | 50 (5) |
«Беларусь» | 3...5 | 20 | 10...20 (1...2) | 40 (4) |
Т-150К | 15...20 | 25 | 30...50 (3...5) | 100 (10) |
«Кировец» | 15...20 | 25 | 30...50 (3...5) | 100 (10) |
Легкость и безопасность управления трактором зависят также от давления в шинах (табл. 11). При навешивании сельскохозяйственных машин на трактор оно должно быть повышено для задних колес до 0,14...0,18 МПа (1,4... 1,8 кгс/см2). При работе на мягком грунте рекомендуется поддерживать следующее давление: в шинах задних колес 0,08...0,11 МПа (0,8... 1,1 кгс/см2), передних 0,14...0,17 МПа, кроме тракторов К-700 и К-701, у которых давление в шинах передних и задних колес должно быть одинаковым. На транспортных работах рекомендуется поддерживать давление в шинах задних колес 0,14...0,15 МПа (1,4... 1,5 кгс/см2) и передних 0,2...0,3 МПа (1 ...3,5 кгс/см2).
Таблица 11
Трактор | Давление в шинах, МПа (кгс/см2) | |
передних колес | задних колес | |
К-701 | 0,1...0,17 (1,1...1,7) | 0,11...0,17 (1,1...1,7) |
К-700 | 0,1...0,17 (1,1...1,7) | 0,11...0,17 (1,1...1,7) |
Т-150К | 0,1...0,13 (1,1...1,3) | 0,09...6,11 (0...1,1) |
МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-80Л, МТЗ-82Л | 0,14...0,25 (1,4...2,5) | 0,1...0,14 (1,0...1,4) |
ЮМЗ-6Д | 0,14...0,27 (1,4...2,7) | 0,08...0,14 (0,8...1,4) |
ЮМЗ-6М | 0,14...0,25 (1,4...2,5) | 0,1...0,14 (1,0...1,4) |
Т-40М | 0,14...0,34 (1,4...3,4) | 0,8...0,20 (0,8...2,0) |
При неправильной расстановке передних колес трактора затрудняется управление ими, так как требуется большее усилие для их сдвига в ту или иную сторону. Кроме того, сильнее изнашиваются покрышки.
Сходимость и угол поворота колес устанавливают согласно инструкции. Если сходимость окажется больше или меньше приведенных значений, то ее следует отрегулировать, изменив длину поперечных рулевых дуг.
Требования к трансмиссии и электрооборудованию. При эксплуатации к трансмиссии предъявляют следующие требования. Сцепление должно плавно включаться и выключаться. В гидроприводе муфты сцепления не допускаются подтекания жидкости из магистрали. Свободный ход педали (рычага) выключения, усилие выключения, зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами должны соответствовать установленным значениям.
Скорости коробки передач должны включаться легко, без скрежета и не выключаться самопроизвольно. Уровень масла в гидросистеме коробки передач должен находиться в установленных пределах.
Муфта сцепления не должна пробуксовывать при работе. Это обеспечивается за счет ее правильной регулировки: свободным ходом рычагов и педалей, наличием зазора между отжимными рычагами и отводкой, а также усилия, необходимого для включения муфты.
Электрооборудование должно обеспечивать нормальную работу стартера, приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов, а также исключать возможность искро-образования и утечки тока в проводах и клеммах.
Электропроводка должна быть предохранена от механических повреждений, а вблизи нагретых частей двигателя и в местах, где возможно попадание масла и топлива, — надежно защищена. Клеммы генератора, аккумулятора, стартера и другого электрооборудования защищены колпачками, а крыльчатка генератора — кожухом.
Звуковой сигнал, сигналы поворота и торможения, габаритные огни и фары должны быть исправными. Аккумуляторные батареи надежно укрепляют, закрывают крышкой. Вентиляционные отверстия пробок должны быть очищены.
Колесные тракторы и самоходные машины, прицепы и полуприцепы оборудуют в соответствии с Правилами дорожного движения сигналами торможения, указателями поворота, габаритными огнями и фонарями заднего номерного знака, передними двухсветными фарами с переключением на ближний и дальний свет (на колесных тракторах), двумя задними фарами, обеспечивающими регулировку направления пучка света, плафоном для общего освещения кабины и переносной лампой.
На машинах и орудиях, используемых в темное время суток, устанавливают осветительные приборы с электропроводкой для подключения к трактору. Тракторы и самоходные машины оборудуют звуковыми электрическими сигналами, которые могут подключаться к сигнализации, установленной на сельскохозяйственных машинах, работающих в агрегате с трактором. Сельскохозяйственные машины, работающие от электропривода, оборудуют силовыми штепсельными соединителями для подключения к электрической сети и снабжают шланговыми проводами и устройствами для заземления. Требования безопасности к слесарному инструменту и приспособлениям. Рассмотрим некоторые из них.
Слесарный молоток должен иметь ударную часть в виде сферического сегмента, не расклепанную и без заусенцев. Он должен быть плотно насажен на ручку с использованием деревянных клиньев на клею или металлических. Ручка молотка должна быть гладкой, без сучков, трещин и заусенцев, с некоторым расширением к свободному краю ручки шестигранного или овального сечения.
Рис. 42. Способ снятия покрышки (1) для ее замены с помощью приспособления для демонтажа шин (2)
Напильники, шаберы и т.д. с острием на конце должны иметь деревянную ручку с металлическим кольцом, препятствующим ее растрескиванию. Гаечные ключи должны точно соответствовать размерам гайки (не допускается вставление прокладок между гайкой и челюстями ключа). Челюсти должны быть параллельны одна относительно другой.
Зубила должны иметь длину не менее 15 см и ударную часть без расклепа (по мере его появления ударную часть надо обтачивать на наждачном круге). При разборочно-сборочных работах можно нечаянно защемить пальцы, придавить ногу тяжелой деталью, получить удар тугой пружиной. Поэтому необходимо пользоваться приспособлениями для натягивания пружины, шкивосъемниками, приспособлениями для демонтажа шин колеса и т.д. (рис. 42).
Полезная информация: