Предупредительные плакаты и надписи
Для профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости используют плакаты и предупредительные надписи.
Плакаты (см. форзац и рис. 7.9) можно подразделить по назначению на следующие группы:
учебные — содержат сведения по вопросам безопасности труда учебного характера с целью представления материала для усвоения обучающимися в наглядном виде;
инструктивные — предписывают отдельные нормы и правила безопасности или запрещают опасные приемы работы для формирования у работающих готовности к выполнению этих норм и правил;
агитационно-пропагандистские — призывают к безопасному поведению и пропагандируют передовой опыт в области охраны труда;
информационные — содержат различные сведения по охране труда (о структуре службы охраны труда, об издании новых книг по безопасности жизнедеятельности на производстве и т. д.).
По художественному оформлению плакаты бывают шрифтовые, основной составной частью которых служит текст (с изображением или без него), и изобразительные (с текстом или без текста).
Для усиления эффективности воздействия плакатов и предупредительных надписей следует обращать внимание на актуальность темы и новизну сообщающейся информации. Разработчики должны хорошо знать аудиторию, к которой они обращаются (пол, возраст, профессию, преобладающие мотивы, потребности и т.д.). Необходимо лаконично выражать идею, чтобы человек мог домыслить сам то, что не изображено и не написано. При возникновении иллюзии собственного мышления повышается действенность убеждения. Изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной, а сам плакат — привлекательно оформленным с четко выраженной идеей. По идейной направленности различают три типа плакатов:
- основанный на обстоятельствах, вызывающих к себе положительное отношение;
- строящийся на сатирическом или драматическом показе негативного факта и его последствий;
- базирующийся на динамичном и напряженном противопоставлении отрицательного и положительного действий.
а...е — варианты
Надписи должны быть краткими и доходчивыми. Легче всего запоминаются надписи в виде короткого призыва, состоящие из трех—шести слов. При этом желательно ритмическое построение текста. Большой выразительностью отличается и инверсия — изменение обычного порядка слов с целью выделения главного смыслового элемента надписи. Используют неполные фразы (например, "Стой! Опасная зона"), в которых пропущенное слово подразумевают (в данном случае — впереди). Следует помнить, что в тексте плаката должен отсутствовать назидательный тон.
Полезная информация: