Стрессы и дистрессы. Закон Иеркса-Додсона
Стресс (с англ. — давление) — состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях. Понятие стресса введено канадским физиологом Селье в 1936г.
Для стрессового состояния человека характерны дефекты процесса мышления. Рассмотрим структурную схему возникновения стресса (рис. 2.1), состоящую из цепи последовательных событий: А, Б, В и Г.
После наступления события Г формируется одна из следующих ситуаций:
· прекращение действий (заторможенность);
· совершение лишних действий (суета);
· совершение инстинктивных защитных действий (часто не соответствующих требуемым мерам защиты);
· выполнение действий без изменений (вместо прекращения или изменения);
· выполнение оптимального (или близкого к нему) варианта действий, адекватного характеру грозящей опасности.
А — работающий отвлекся; Б — автоматическое продолжение действий; В — возвращение внимания к работе; Г — замечено отклонение от технологического процесса
Стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом. При этом появляется чувство растерянности и возникает паническое состояние, когда особенно ухудшаются ориентация и контроль. Разницу в поведении человека при стрессах и дистрессах иллюстрируют законом Иеркса — Додсона (рис. 2.2): с ростом активации нервной системы А до определенного уровня продуктивность поведения, или производительность труда повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации продуктивность начинает падать. Стресс оказывает положительный (мобилизующий) эффект до тех пор, пока активация нервной системы не превышает некоторого критического уровня Акр, после чего развиваются процессы нарушения механизмов саморегуляции и ухудшения результатов деятельности.
При стрессе затрудняются восприятие (оценка обстановки) и мышление (принятие решения) тем больше, чем сложнее ситуация. С усилением состояния напряженности появляются ошибки в выполнении некоторых операций или пропуск отдельных операций, стремление перейти к наиболее простым, прочно закрепленным предыдущей практикой. Человек действует автоматически, не успевая осознать, что он делает.
Возникновению стрессов способствуют следующие экстремальные ситуации:
интенсивная работа с ограничением во времени; недостаток и однородность поступающей информации, низкая двигательная активность.
Чтобы исключить первую ситуацию, надо оптимизировать загрузку работающих, которая должна находиться в пределах 40.. .60 % максимальной и лишь временно повышаться до 80 %. Остальная часть загрузки — резерв, используемый только при крайней необходимости, например при возникновении угрозы жизни и здоровью.
Необходимо отметить, что изображенная на рисунке 2.2 инвертированная U-образная кривая отображает усредненную для всех людей закономерность. Поведение и работоспособность конкретного человека изменяются в стрессовых ситуациях сугубо индивидуально. Одни люди наиболее эффективно действуют в состоянии высокого эмоционального напряжения — при угрозе жизни и здоровью, во время соревнований, экзаменов и т. п. Другие в подобных ситуациях теряются и подвергаются панике. Например, замечено, что опытные рабочие при возникновении опасности действуют медленнее, оценивая сложившееся положение с помощью активного мышления, а молодые — более быстро, стараясь отреагировать движениями.
Существует зависимость поведения человека от типа нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы наиболее склонны к дистрессам. Из-за этого они не могут работать там, где типичны экстремальные ситуации. Людей с сильным типом нервной системы целесообразно "подхлестывать" при выполнении ответственной задачи, что будет влиять на успех ее решения. Для достижения более высоких результатов деятельности на таких людей следует воздействовать как можно меньше, предупреждая дистресс.
Факторы, приводящие к нарушению способности рационально действовать и правильно оценивать возникшее положение, порождающие высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, вызывающие страх, можно разделить на три группы:
· физиологические (усталость, голод, опьянение и т. п.);
· психологические (неуверенность в своих силах, чувство одиночества, внезапный страх и т. п.);
· социально-психологические (отсутствие взаимопонимания в группе людей, недостаток или избыток информации, а также ее искажение и т. п.).
Для снижения негативного влияния на человека экстремальных ситуаций проводят различные мероприятия. При соответствующей психологической подготовке, выполнении физических упражнений с постепенно возрастающим уровнем риска, не выходящим заграницы приемлемого, проведении инструктажей и т. д. можно сформировать определенные морально-волевые качества, способствующие избежанию неблагоприятных последствий таких ситуаций.
Не следует недооценивать роль социально-психологических факторов. Доказано, что в условиях группы готовность к риску выше, чем при действиях в одиночку (эффект "сдвига риска" Стоунера). Поэтому для повышения степени мобилизации организма надо предварительно сплотить коллектив, подготовить его членов к работе с оправданным уровнем риска и стимулировать успешное выполнение поставленных целей. При частом появлении стрессовых ситуаций в производственной деятельности возникают негативные последствия. Установлено, что диспетчеры железных дорог живут в среднем на 16 лет меньше работников других профессий и чаще умирают от болезней сердца.
Полезная информация: