Руководство по применению респираторов в медицинских учреждениях для профилактики заболеваний туберкулёзом
Шаг 5. Обучение рабочих
Шаг 5. Обучение рабочих
Полезные советы при
обучении
Убедитесь, что сам преподаватель точно и ясно представляет – что должны узнать обучаемые и что они должны научиться делать после обучения. Если эти цели не вполне ясны для преподавателя, они не будут ясны и для рабочих. Цели обучения нужно определить и сформулировать так, чтобы можно было проверить – удалось ли их достичь.
Если цель обучения сформулирована как: “Рабочие поймут, что им нужно пользоваться респираторами” или “Рабочие будут знать, как проверять респиратор”, то такие результаты обучения нельзя проверить напрямую. Вместо этого сформулируйте цели обучения так, чтобы они конкретно определяли – что должен знать и уметь делать рабочий после обучения, например:
(1) Рабочий сможет перечислить те производственные участки (виды выполняемых работ), где (когда) требуется использование респираторов.
(2) Рабочий научится проверять исправности респиратора и заменять повреждённые детали.
Расскажите рабочим о целях обучения. Эта информация станет “каркасом”, основой для понимания получаемой в дальнейшем информации и поможет им сосредоточится на важных моментах.
Обычно люди лучше усваивают новое не тогда, когда слушают и смотрят, а когда участвуют в происходящем. Попросите обучаемых рабочих одевать и снимать респираторы, менять фильтры, обсуждать вопросы, связанные с защитой органов дыхания респираторами и т.д. Это более эффективно, чем прослушивание рассказа о том, как одевать и проверять респиратор и т.п. Учебные фильмы и наглядный показ (выполнения действий в разных ситуациях) полезны для демонстрации требуемого/желаемого поведения (когда, например, ситуацию нельзя воспроизвести, но желательно с ней ознакомить), но для обучения важно, чтобы обучаемые активно повторяли то, что видели.
Поначалу носка респиратора может вызвать раздражение, неприятные и даже болезненные ощущения – особенно если сразу после выдачи респиратора приходится приступать к работе. Те препятствия, которые сразу обнаруживаются при носке респиратора (затруднённость дыхания, сужение поля зрения и т.п.) вместе с теми требованиями, которые возникают при выполнении работы, могут оказаться слишком тяжёлыми для неопытных рабочих. Это может сделать носку респиратора невыносимой для них, и уменьшит вероятность того, что они смогут использовать респиратор в дальнейшем.
Дайте возможность неопытным рабочим привыкнуть к респиратору постепенно. Пусть они одевают и носят респиратор непродолжительное время в незагрязнённой атмосфере в нерабочей обстановке. Скажите им, что поначалу это нормально – испытывать при носке респиратора новые, незнакомые ощущения, а может быть и неприятные и пугающие. Это облегчит им привыкание к носке респиратора, поскольку они будут знать, что неприятные ощущения возникают у них не из-за индивидуальной непереносимости носки респиратора вообще, а с непривычки, и что со временем неприятные ощущения уменьшатся. Со временем рабочие привыкнут к физическим и психологическим последствиям носки респиратора, и им станет легче выполнять свою работу.
И при первоначальном обучении, и на рабочем месте во время работы – подсказывайте рабочим, что они делают правильно, а что – неправильно. Ваши комментарии и замечания должны быть позитивными, конкретными и точными. Скажите конкретно: ”Замените фильтры” или “Запомните, проверку правильности одевания респиратора нужно делать при каждом его одевании”. Смысл этих замечаний не в том, чтобы критиковать, ругать или наказывать, а в том, чтобы подсказать рабочему – как исправить ошибку.
Составьте график для периодических проверок во время работы и, если необходимо, проводите дополнительные тренировки. Эти тренировки нужны потому, что эффект от предыдущей тренировки не будет длиться вечно. Потом люди могут что-то забыть или вернуться к старым привычкам. Это особенно часто бывает тогда, когда они не используют респиратор постоянно, или если выполнять требования трудно и/или неудобно (например – проверка и техобслуживание респираторов), или если за рабочими не ведётся непрерывное наблюдение и не происходит исправление ошибок.
- Респираторы неудобные, в них жарко.
- Если маска не соответствует лицу, жесткая, и т.д., то она сильно давит на лицо в некоторых местах, и носка респиратора вызывает боль.
- Респиратор мешает работать и разговаривать.
- Респиратор труднодоступен тогда, когда он требуется.
- Использование респираторов может оказаться более обременительным для рабочих, чем для предприятия.
- Рабочий в респираторе выглядит смешно, непривлекательно, испуганно и т.д.
- Носка респиратора затрудняет дыхание, увеличивает нагрузку на сердце и потовыделение.
- Респиратор ухудшает обзор, и это может создать реальную угрозу безопасному выполнению работы.
- Носка респиратора создаёт чувство беспокойства и боязнь замкнутого пространства.
(1) У него должны быть необходимые знания, навыки и способности
(2) Его нужно хорошо мотивировать
(3) Он должен получить необходимую техническую и организационную поддержку.
Рабочий должен понять, что (возникновение) заболевания связано с воздействием (загрязнений), и что его появление и развитие может произойти не сразу, а с отсрочкой по времени. (При обучении медработников использованию респираторов для защиты от туберкулёза, расскажите им о том, как вдыхаемые капельки аэрозоля, попавшие в воздух при кашле и чихании, оседают глубоко в лёгких, где и начинается инфекция. Первое время при распространении инфекции никакие видимые, заметные симптомы не появляются. Иммунная система обычно реагирует через 2-10 недель после заражения, и останавливает размножение бактерий туберкулёза. Примерно в 10% случаев инфекция развивается, и возникает заболевание. В 90% случаев болезнь не будет развиваться, но человек останется инфицированным до конца жизни. У многих медицинских работников нет личного опыта, связанного с туберкулёзом, и они не знают, как он развивается. Из-за этого они неправильно относятся к использованию респираторов). Нужно прямо и конкретно рассказать рабочим о причинах и последствиях.
Кроме правильного представления о заболевании(ниях) рабочий должен узнать о его последствиях, влиянии на здоровье и благополучие. Программы обучения часто описывают заболевание с помощью абстрактных медицинских терминов, или стараются напугать, рассказывая о симптомах с преувеличением. Вместо этого расскажите о заболевании правдиво и наглядно. Расскажите о том, как заболевание отразится на семейной жизни, отдыхе, увлечениях. Используйте рассказы тех, кто заболел. “Проимитируйте” последствия заболевания, чтобы рабочий смог оценить то, как заболевание повлияет на его жизнь. Расскажите о том, что профилактическая лекарственная терапия может серьёзно повлиять на здоровье – например, повредить печень.
Рабочий должен понять, что использование респиратора может сильно снизить вредное воздействие, и его последствия. Для передачи этой информации объясните принцип работы респиратора и важность его правильного использования, проверки изолирующих свойств и технического обслуживания. Используйте проверку изолирующих свойств для имитации проникания нефильтрованного воздуха через зазоры между маской и лицом, и дайте рабочим почувствовать – как вредные вещества могут попасть в органы дыхания, если есть зазоры. Рабочим нужно знать основные принципы работы респираторов. Это улучшает их отношение к носке респираторов и поможет им поверить, что при правильном применении они защитят их.
Для большинства рабочих носка респиратора является большим неудобством. Если в программе обучения это не будет учтено, то она будет неправдоподобной, ненадёжной. Вместо этого сделайте ударение на том, что сбережение здоровья стоит того, чтобы перетерпеть неудобства, связанные с ноской респиратора.
Полезная информация: