Инструкция по охране труда для тракториста-машиниста
Инструкция по охране труда для тракториста-машиниста
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. Настоящая инструкция предназначена для трактористов - машинистов, выполняющих подготовку тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин к работе, запуск двигателя, агрегатирование (сцепка, расцепка), переезд к месту работы и другие операции, которые являются общими для всех видов работ с использованием тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (в дальнейшем - машины).
Требования безопасности к работам, выполняемым машинно-тракторными агрегатами, помещены в Типовых отраслевых инструкциях на соответствующие виды работ
12 -1 5. Включите п.п. 1.2.-1 5 инструкции №300.
1.6. К работе на машинах допускаются лица мужского пола не моложе 17 лет, имеющие удостоверение тракториста-машиниста.
1.7. К работе на энергонасыщенных тракторах (Т-150, Т-150К, К-700, К-701, ДТ-175 С и др.) допускаются трактористы, окончившие специальные курсы и получившие удостоверение на право управления ими.
1.8. К выполнению механизированных работ на склонах более 9° (16%) допускаются трактористы 1 или 2 класса с непрерывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.
1 9. Выпускники СПТУ (курсов), а также трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).
1.10 -1 20 Включите п.п.1.6. -1 16. инструкции №300.
1.21. Опасные состояния:
отсутствие на тракторах защитных кабин (защитных каркасов);
неисправность или отсутствие блокировочного устройства запуска пускового двигателя,
неисправность тормозной системы;
неисправность муфты сцепления;
неисправность гидронавесной системы;
засорение технологическим продуктом, отходами, пылью теплообменных элементов радиаторов системы охлаждения двигателя;
-неисправность или отсутствие осветительных приборов;
скопление технологического продукта, отходов, пыли на элементах выпускной системы выхлопных газов двигателя;
подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости;
-отсутствие, неисправность, загрязненность средств доступа на рабочее место и к местам обслуживания.
1.22. Опасные действия:
работа на машинах общего назначения на полях с уклоном более 9° (16%);
переключение передачи при движении на подъем на машинах, у которых конструкцией не предусмотрены синхронизаторы;
проезд машин по временным, не приспособленным для этих целей, искусственным сооружениям (дамбам, плотинам, гатям и т. п. );
неподключение тормозной системы прицепных машин к энергетическим средствам;
-устранение технических и технологических отказов при работающем двигателе машины, агрегата, оборудования,
-использование случайных предметов в качестве опор и подставок за время работы или ремонта машин и оборудования;
перевозка пассажиров в кабинах машин, не оборудованных дополнительным сиденьем;
управление машиной в состоянии алкогольного или наркотического опьянений.
1.23. Работайте в средствах индивидуальной защиты костюм (ГОСТ 12.4 109), при необходимости используйте защитные рукавицы (ГОСТ12 4 010 и защитные очки (ГОСТ 12.4.013).
В зимний период времени работайте в утепленном костюме (ТУ 17 PCOCF 7426) и сапогах валяных с резиновым низом (ОСТ 17 - 337).
1.24.Перед заправкой расположите трактор на ровной площадке (в конце поля или гона) и заглушите двигатель.
1.25.Заправку осуществляйте механизированным способом, преимущественно в светлое время суток.
При заправке трактора в темное время
суток не применяйте для
освещения топливного бака открытый огонь. Пользуйтесь светом фар другой
машины,
которая должна быть расположена на расстоянии не менее
Не допускайте пролива горюче-смазочных материалов.
Не допускается:
-использовать топливо для заправки системы охлаждения двигателя;
-применять открытый огонь при прогреве двигателя, проверке уровня электролита в аккумуляторных батареях, очистке радиаторов двигателей;
-перевозить в кабине машин емкости с горюче-смазочными материалами 1.28.-1.33 Включите п.п. 1.17.-1.22. инструкции №300.
2. ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1.-2.3. Включите п. п. 2.1 -2.3. инструкции №300.
Проверьте наличие, исправность и комплектность инструмента и приспособлений на тракторе, наличие и укомплектованность медицинской аптечки, бачка или термоса для питьевой воды и средств пожаротушения (огнетушитель и лопата).
Трактор, предназначенный для работы на склонах полей более 9° (16%), укомплектуйте двумя противооткатными упорами (башмаками).
Убедитесь -в наличии, исправности, надежности крепления и фиксации
защитных ограждений вращающихся и движущихся узлов и механизмов.
2.7. Убедитесь, что на защитных ограждениях, а также около узлов машин, опасных для обслуживания, имеются надписи, предупреждающие обслуживающий персонал об опасности.
2.8.Проверьте исправность двигателя:
отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
легкость и надежность переключения рычагов механизмов системы пуска;
исправность механизма блокировки, исключающего запуск двигателя при включенной передаче. Запрещается эксплуатировать машины с неисправным механизмом блокировки запуска двигателя.
2.9.Проверьте исправность оборудования кабины:
-стекла кабины не должны иметь трещин и других повреждений, ухудшающих видимость. Устанавливать непрозрачные материалы вместо стекол и нестандартные стекла запрещается;
-замки дверей кабины должны исключать возможность их самопроизвольного открывания;
-пол кабины должен быть закрыт рифленым ковриком из маслобензиностойкого материала, а в местах прохождения рычагов и педалей должны быть установлены уплотнители, предотвращающие проникновение пыли и шума в кабину;
-рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и автоматически возвращаться в исходное положение, или надежно фиксироваться;
f
- опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) должны быть в исправном и чистом состоянии.
2.10.Проверьте исправность тормозной системы:
-тормоза должны быть отрегулированы на одновременное торможение колес при сблокированных педалях. При этом педали правого и левого тормозов должны иметь одинаковую величину хода; которая должна отвечать требованиям инструкции по эксплуатации машин;
манометр системы пневматических тормозов должен быть в исправном состоянии;
в механическом приводе тормозов не допустимо заедание рычагов и колодок, расшплинтовка соединений и наличие трещин, а в гидравлическом приводе тормозов - подтекание тормозной жидкости в тормозных цилиндрах, шлангах, трубках и соединениях;
при отпущенной педали тормоза колеса должны полностью растормаживаться.
2.11.Проверьте исправность рулевого управления. Оно должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления машиной В системе рулевого управления машин не допускаются:
подтекание масла в местах соединения маслопроводов;
люфт рулевого колеса машины свыше 25° при работающем двигателе или свыше норм, установленных инструкциями заводов-изготовителей;
установка деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также использование деталей и рабочих жидкостей, не предусмотренных для данной марки машины или не соответствующих требованиям завода-изготовителя машины;
шплинтовка соединительных пальцев рулевых тяг нестандартными или бывшими в употреблении шплинтами;
-неполное торможение барабана механизмом управления тормозами планетарного механизма поворота при полном перемещении рычагов управления на себя.
2.12.Проверьте исправность ходовой части:
шины не должны иметь повреждений (порезы, разрывы и т.п.), обнажающих корд, расслоения каркаса, а также полного износа рисунка протектора,
колеса должны надежно крепиться к ступице, отсутствие на ступице хотя бы одной гайки для крепления колеса не допускается;
- звенья гусеничной цепи с поломанными проушинами следует заменять, пальцы гусениц шплинтовать заводскими или изготовленными' по образцу шплинтами,
отсутствие крыльев над колесами и щитов над гусеницами тракторов не допускается.
2.13. Проверьте исправность силовой передачи:
муфта сцепления должна плавно включаться, передавая полный крутящий момент, и выключаться, "пробуксовка" муфты в выключенном положении не допускается;
в гидравлическом приводе муфты сцепления не допускается подтекание жидкости из магистрали;
передачи КПП должны включаться легко, без скрежета, и не должны самопроизвольно выключаться.
2 14. Проверьте уровень масла в гидросистеме коробки перемены передач, т. к. недостаточное его количество при движении на склонах может привести к отключению гидроподжимных муфт и к аварии.
Полезная информация: