Инструкция по охране труда для машинистов башенных кранов
Инструкция по охране труда для машинистов башенных кранов
Машинисты башенных кранов (далее - "машинисты") при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в "Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства", настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, "Правил по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими кранов.
Требования безопасности перед началом работы
- Перед началом работы машинист обязан:
- предъявить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение на право управления краном и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;
- надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;
- получить задание и проверить наличие удостоверения на право производства работ у стропальщика, выделенного для работы;
- После получения задания машинист обязан:
- произвести ежесменное техническое обслуживание крана;
- при заливке масла в редукторы механизмов не допускать его попадания на части крана;
- перед пуском крана в эксплуатацию опробовать работу механизмов крана на холостом ходу и проверить их исправность, а также приборов и устройств безопасности;
- проверить совместно со стропальщиком исправность съемных грузозахватных приспособлений, а также наличие на них клейма и бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания, номера и убедиться в соответствии их характеру выполняемой работы;
- проверить соответствие рельсового пути требованиям безопасности, указанным в инструкции по эксплуатации;
- при наличии вблизи от мест перемещения груза транспортных магистралей, жилых и производственных зданий и других мест нахождения людей ограничить зону работы крана с помощью специальных средств.
- Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
- неисправности механизмов или дефектах металлоконструкций или каната крана, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;
- дефектах грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ:
- неисправности рельсовых путей;
- несоответствии характеристики крана по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работы;
- нахождении людей в зоне работы крана;
- неисправности конечных выключателей механизмов подъема и передвижения, а также отсутствии ограждения механизмов и неизолированных токоведущих частей электрооборудования.
Требования безопасности во время работы
- Перед началом перемещения груза или движения крана машинист обязан дать предупредительный звуковой сигнал.
- Включать или останавливать механизмы крана машинист должен плавно, без рывков. Быстрое опускание груза ручным или ножным растормаживанием запрещается. Перевод механизмов с прямого хода на обратный до полной остановки не разрешается, за исключением случаев, когда необходимо предупредить аварию или несчастный случай.
- Перемещение груза вблизи конечных выключателей необходимо осуществлять на минимальной скорости. Использование конечных выключателей или ограничителей движения в качестве рабочих органов отключения электродвигателей не разрешается.
- Машинист должен перемещать груз только в пределах разрешенной зоны работы. Запрещаются подъем и перемещение груза над жилыми, служебными, производственными помещениями, транспортными магистралями, пешеходными тротуарами и другими местами временного или постоянного нахождения людей. Дополнительные средства ограничения зоны работы крана должны быть установлены таким образом, чтобы воспрепятствовать выходу перемещаемого груза из разрешенной зоны работы.
- При подъеме и перемещении груза машинист обязан выполнять следующие требования безопасности:
- начинать работу только по сигналу стропальщика. Сигнал "Стоп" машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
- в случаях недостаточной обзорности рабочей зоны или плохой видимости стропальщика, подающего сигнал машинисту, использовать для связи с ним двустороннюю радио- или телефонную связь. Использование промежуточных сигнальщиков для подачи сигналов машинисту не допускается;
- определять по специальному указателю грузоподъемность крана на данном вылете стрелы;
- осуществлять погрузку или разгрузку автомашины и прицепов только при отсутствии посторонних лиц в зоне перемещения груза;
- устанавливать грузовой крюк крана над грузом так, чтобы при его подъеме исключалось косое натяжение каната грузового полиспаста;
- перед подъемом и перемещением груза осуществлять его остановку на высоте 20-30 см для того, чтобы убедиться в правильности строповки и выходе стропальщика из опасной зоны, а также устойчивости крана и исправности тормозов, после чего производить дальнейшее перемещение груза;
- грузы, перемещаемые горизонтально, предварительно приподнимать на высоту не менее 0,5 м над встречающимися на пути препятствиями;
- выдерживать расстояние между обоймой крюка и оголовком стрелы при подъеме груза не менее 0,5 м;
- укладку грузов на приобъектном складе производить равномерно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов и без загромождения проходов;
- перемещение мелкоштучных грузов производить в таре, исключающей возможность выпадения груза во время перемещения;
- перед подъемом или опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или поднимаемым грузом стены, колонны, вагонов и т.п.; укладку грузов в полувагоны, на платформы и вагонетки, а также снятие их производить без нарушения равновесия;
- при одновременном действии нескольких башенных кранов на одном пути во избежание столкновения работать только в разрешенных для работы зонах, ограниченных тупиковыми упорами.
- Машинисту запрещается включать механизмы крана, когда на поворотной части его или у механизмов находятся люди, кроме случаев осмотра крана лицом, осуществляющим его техническое обслуживание; при таком обслуживании машинист может включать механизмы крана только по сигналам лица, производящего осмотр.
- При перемещении грузов машинисту запрещается:
- допускать к строповке грузов случайных лиц, не имеющих удостоверения стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм;
- производить подъем и перемещение, погрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии схем их правильной строповки;
- поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета; если машинист не знает массы груза, то он должен получить письменные сведения о ней у лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;
- резко тормозить механизмы крана, в том числе при повороте стрелы с грузом;
- отрывать груз, засыпанный или примерзший к основанию, заложенный другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном, а также раскачивать груз в целях его отрыва;
- освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления;
- поднимать бетонные и железобетонные изделия, а также другие грузы, не имеющие маркировки массы;
- поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, груз, неправильно связанный или находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
- поднимать кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах, без применения контейнеров и других грузозахватных устройств, исключающих падение груза при перемещении; это разрешается только при разгрузке (на землю) или погрузке автомашин, их прицепов, железнодорожных платформ и полувагонов;
- подавать материалы в оконные и дверные проемы, если они не имеют приемных площадок;
- укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также ближе 1 м от края откоса выемки в грунте;
- поднимать груз с находящимися на нем людьми;
- погружать грузы в автомашины и загружать их при нахождении шофера или других людей в кабине;
- проводить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе;
- опускать стрелу или перемещать тележку с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза;
- поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.
- При техническом обслуживании крана, а также при всех осмотрах электрооборудования машинист обязан принимать меры, не допускающие случайной подачи напряжения. Рубильник на портале башенного крана в отключенном состоянии должен быть заперт на замок на все время осмотра (обслуживания). При осмотре гибкого кабеля должен быть отключен рубильник на вводе и вывешен плакат «Не включать - работают люди!».
- Машинист несет ответственность за правильное техническое обслуживание крана. Он обязан:
- содержать механизмы и металлоконструкции крана в чистоте и исправном состоянии;
- своевременно смазывать все механизмы крана и канаты согласно указаниям инструкции по эксплуатации;
- хранить смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре, удалять с крана использованный обтирочный материал;
- следить, чтобы на кране не было каких-либо неукрепленных предметов;
- не оставлять на площадках и механизмах крана инструмент, детали, посторонние предметы и т.п.;
- знать сроки и результаты проведения слесарем и электромонтером номерных технических обслуживаний крана и его отдельных механизмов и узлов.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
- Машинист обязан опустить груз, прекратить эксплуатацию крана и сообщить ответственному за безопасное производство работ о возникших неисправностях, указанных в п.3 настоящей типовой инструкции, а также:
- при поломке механизмов или металлоконструкций крана;
- при нахождении под электрическим напряжением корпуса электродвигателя, контроллера, кожуха аппаратов, крюка или металлических конструкций крана;
- при закручивании канатов грузового полиспаста;
- при неисправности рельсового пути;
- при недостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также когда машинист с трудом различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
- при отрицательной температуре воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана;
- при сильном ветре, скорость которого превышает допустимую при работе данного крана, указанную в его паспорте; при этом машинист должен выполнять требования инструкция по эксплуатации против угона крана ветром;
- при частом срабатывании электрической, тепловой или иной защиты.
- При внезапном прекращении подачи электроэнергии или остановке крана из-за неисправностей машинист обязан поставить рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если груз в это время поднят, машинист обязан вызвать ответственного за безопасное производство работ кранами и в его присутствии опустить груз растормаживанием.
- При аварии во время работы крана или несчастном случае машинисту следует немедленно остановить кран и поставить в известность об этом ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также лицо по надзору за безопасной эксплуатацией крана.
- При возникновении на кране пожара машинисту необходимо немедленно обесточить его и приступить к тушению пожара собственными силами, одновременно вызвав через одного из членов бригады, обслуживающей кран, пожарную охрану.
Требования безопасности по окончании работы
- По окончании работы машинист обязан:
- опустить груз на землю, снять стропы и поднять крюк в верхнее положение;
- установить стрелу в положение, определяемое инструкцией завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана;
- поставить кран в предназначенное для стоянки место;
- выключить рубильник в кабине;
- закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;
- выключить рубильник на распределительном щите и запереть щит на замок;
- укрепить кран противоугонными захватами;
- сообщить своему сменщику, а также ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и лицу по надзору за безопасной эксплуатацией крана обо всех неполадках, возникших во время работы крана, и сделать в вахтенном журнале соответствующую запись.
Полезная информация: манжета and