Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Техническое освидетельствование кранов

Способ ее безопасного выполнения выбирается монтажной организацией в зависимости от местных условий: размеров цеха (пролета), его конструкции, от того, как действуют на подкрановых путях другие краны, имеются ли механизмы и такелажное оборудование и др.

Подъем и установку моста лучше всего выполнять стреловыми передвижными кранами, но часто применяют полиспасты и электрические лебедки. При этом очень важно выбрать надежное место для подвешивания полиспастов (к монтажным мачтам или стропильным фермам здания).

Монтаж с использованием стропильных ферм, других строительных элементов или конструкций допускается после подтверждения расчетом достаточного запаса их прочности для этих целей.

Монтаж со стропильных ферм пролета может осуществляться несколькими сйособами:

подъем моста в собранном виде вместе с тележкой;
подъем собранного моста без тележки одной или несколькими лебедками — этот способ возможен прн поперечном перемещении моста над подкрановыми путями;
раздельный подъем половин моста.

Наиболее простой и рациональный способ монтажа — первый, при котором следует надежно закрепить тележку к мосту поднимаемого крана. Монтаж крана с помощью мачт выполняется также по одному из трех приведенных выше способов.

Монтаж тележки. Ясли тележка поднимается отдельно, то ее монтируют после подъема моста теми же средствами. При монтаже со стропильных ферм мост откатывается в сторону, тележка поднимается над мостом, который затем подкатывается под тележку, после чего она опускается и устанавливается на рельсы. В случае, когда монтаж крана выполняется с раздельным подъемом половин моста, следует раскатить их, затем поднять над ними тележку, подкатить половины моста, состыковать концевые балки и опустить на рельсы тележку.

Монтаж кабины. Работа эта выполняется после установки крана. Кабина поднимается на канатах блоками, закрепленными к ферме моста, и крепится болтами к конструкции.

Монтаж электрооборудования выполняется специалистами в соответствии с электросхемами, кабельным журналом и схемами размещения электрооборудования на мосту, тележке, в кабине крана, установки концевых выключателей и блокирующих устройств. Предусматривается также нулевая защита и аварийное отключение крана от сети.

Устройство заземления. Заземление, как было сказано выше, обычно осуществляется через ходовые колеса и подкрановые рельсы. Если же рельсы уложены на железобетонных балках,— а это встречается чаще в современном строительстве, — то их заземляют в середине подкранового пути. Следует иметь в виду, что каждая нитка пути заземляется отдельно, а соединения выполняются электросваркой, при этом на стыках рельсы должны быть соединены между собой гибкими перемычками. Если рельсы уложены на металлической подкрановой балке, необходимо очень тщательно проверить и убедиться, что между металло. конструкциями и рельсами нет разрывов, препятствующих созданию надежной цепи заземления. Если такие разрывы есть и они изолированы от общей системы, то их надо соединить перемычками из стальной полосы 4x40 мм. (электросваркой).

После того как закончены указанные выше и другие монтажные работы, регулируют тормоза, налаживают и регулируют электрооборудование, испытывают электроаппаратуру под напряжением и затем приступают к обкатке крана, окончатель

ной регулировке и наладке.

Техническое освидетельствование кранов

Техническое освидетельствование устанавливает, что:
а) грузоподъемная машина и ее установка соответствуют Правилам и представленной при регистрации документации;
б) грузоподъемная машина находится в исправном состоя- нии, обеспечивающем ее безопасную работу;
в) обслуживание машины отвечает требованиям Правил.

Установлены следующие сроки, объем и порядок технического освидетельствования.

Все вновь установленные краны и съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила, до пуска в работу должны быть технически освидетествованы.

Грузоподъемные краны, находящиеся в эксплуатации, обязательно подвергаются периодическому техническому освидетельствованию:

а) частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;
б) полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых (краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, компрессорные установки и другие грузоподъемные машины, применяемые только прн ремонте оборудования). Эти краны подвергаются полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет.

В н е о ч е р е д н о е полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

а) монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место;
б) реконструкции кранов, в том числе: изменения привода, переоборудования крюковых кранов на грейферные или магнитные, увеличения пролета, высоты подъема груза, усиления крана для повышения грузоподъемности, а также другого переоборудования, вызывающего повышение или перераспределение нагрузок в узлах и рабочих элементах крана;
в) ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или-узлов;
г) смены крюка (крюковой подвески);
д) капитального ремонта или смены механизма подъема.

Техническое освидетельствование не проводится после замены изношенных грузовых или других канатов, а также при перeпасовках канатов (установка вместо крюка грейфера, установка вставок стрелы и др.). В этих случаях тщательно проверяется правильность запасовки и надежность крепления концов каната, делается обтяжка канатов с помощью рабочего груза.

Полное первичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин, которые выпускаются с завода и перевозятся на место эксплуатации в собранном виде, а также стреловых кранов производит отдел технического контроля завода-изготовителя, а прошедших ремонт на специализированных ремонтных предприятиях — отдел технического контроля предприятия. И в первом, и во втором случае — перед отправкой крана владельцу. Дата и результаты освидетельствования должны быть записаны в паспорт. На предприятиях, эксплуатирующих краны, техническое освидетельствование проводит бюро (отдел) по надзору, при этом обязательно участвуют лица, ответственные за исправное состояние кранов.

При полном техническом освидетельствовании машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании должны быть тщательно осмотрены и проверены в работе механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, освещение, сигнализация. Кроме того, проверяется состояние металлоконструкций кабин, лестниц, площадок, orраждений, крюков, канатов и их креплений, блоков, заземления (зануления) подкрановых путей.

Статическим испытанием проверяют прочность крана и его отдельных элементов. Пробная нагрузка при этом должна превышать грузоподъемность крана на 25%.

На время испытания мостовой кран устанавливается над опорами подкрановых путей, а его тележка — в положение, отвечающее максимальному прогибу фермы. Крюком или заменяющим его устройством груз захватывается и поднимается на высоту 200 — 300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении этого времени груз опускается и проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. Если появилась остаточная деформация, работа на нем не допускается до выяснения причин деформации.

Динамическое испытание проводится только при положи. тельных результатах статического испытания грузом, превышающим на 10% грузоподъемность крана. Заключается оно в неоднократном подъеме, опускании и перемещении груза для проверки действия механизмов и тормозов. Динамическое испытание разрешается проводить рабочим грузом. У кранов, имеющих два механизма подъема и более, испытывается каждый из них.

Динамическим испытанием заканчивается техническое освидетельствование, результаты которого заносят в паспорт крана.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: продажа кран-балок в интернет-магазине