Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Эксплуатация мостовых кранов. Меры безопасности

Не менее важно при зацепке листового, профильного металла, труб; других грузов, особенно тяжеловесных или сложной конфигурации, использовать предназначенные только для этой цели чалочные средства по схеме, утвержденной на данном предприятии.

Пренебрежение этими требованиями, использование случайних стропов служит причиной аварий, обрыва и падения грузов с высоты.

При установке на специальный стенд для электронаплавочных работ крупной тяжеловесной детали. не были использованы обеспечивающие безопасное. выполнение работ захваты, изготовленные для этой цели и находившиеся на рабочем месте. Руководитель производства нарушил установленный порядок, разрешил использовать для обвязки груза случайные канаты. Канат оборвался, и многотонная деталь упала на пол цеха.

Большая часть несчастных случаев — следствие нарушения требований правил, запрещающих опускать или поднимать грузы с кузовов автомобилей, полувагонов, если в них есть люди.

На одном из предприятий при погрузке на железнодорожную платформу грузоподъемным краном контейнера с поковкой произошел несчастный случай со стропальщиком, выполнявшим эти работы. Оставаясь в Опасной зоне на автосцепке, он дал команду о подъеме груза. Кранмщица, не потребовав ухода стропальщика из вагона в безопасное место, привела кран в движение.

В результате при кантовке контейнеров стропальщик упал с платформы и поковка травмировала его.

Одно из обязательных условий безопасной эксплуатации кранов — подъем и перемещение грузов в пределах установленной грузоподъемности. Нарушение этого требования Правил приводит к самым тяжелым последствиям. Электромостовой кран может разрушиться вследствие перегруза. Разрушение обычно происходит в момент максимальной нагрузки — прохождения через центр фермы моста тележки с грузом, значительно превышающим грузоподъемность крана. При расследовании такой аварии установили, что сопутствующей причиной был так же низкий контроль за состоянием крана и то, что он продолжал работу, имея значительные трещины на конструкции фермы.

На первый взгляд, зацепка грузов, отличающаяся от более сложной их строповки, менее опасна. Однако и эта операция, как и всякая другая, связанная с эксплуатацией кранов, требует от зацепщика предельного внимания, четкости и взаимопонимания с крановщиком. Любая ошибка, допущенная стропальщиком, зацепщиком, должна пресекаться, вплоть до остановки крана крановщиком, который находится на высоте и хорошо видит место работы и действия подкранового рабочего. В этом— залог безаварийной и безопасной работы.

Если груз цепляют два рабочих, одного из них следует назначать старшим, подающим команду крановщику только после договоренности со вторым рабочим об окончании зацепки. При этом оба рабочих после отцепки груза, установленного на стеллаж, рольганг и т. п., обязательно (нарушение этого требования приводило к тяжелейшим последствиям) должны вывести подымающиеся серьги, кольца и другие грузозахватные органы на высоту за пределы груза во избежание случайной зацепки за исго и опрокидывания.

Правилами категорически запрещается провозить грузы над работающими людьми и, соответственно, всем работающим на ходиться в тех местах, над которыми кран перевозит груз.

Крановщик обязан сигналом предупреждать людей о движении крана с грузом. Если по какой-либо причине путь неосвобождается, он должен остановить кран. Невыполнение этого требования может привести к несчастным случаям.

В одном из механосборочных цехов при сборке шлаковоза кран за две монтажные петли поднял деталь — защитный щит, механизма. В результате некачественной приварки одна из петель оборвалась. 'Под действием динамической нагрузки оборвалась и вторая, и щит упал. При этом была травмирована станочница.

В другом случае кран перевозил отливку. Для транспортировки отливки были использованы не соответствующие по длине чалочные приспособления, в результате чего груз перемещался на, минимальной высоте. Проходы и рабочие места цеха были загромождены литьем и горелой землей, поэтому стропальщик не сопровождал груз и не мог видеть его передвижения. На пути транспортировки груза отливкой был травмирован обрубщик.

Особая ответственность возлагается на лиц, выполняющих работы по транспортировке жидкого металла. Перед подъемом ковша для приема плавки крановщик обязан проследить за надежностью обхвата крюками траверсы шеек цапф, а также за тем, чтобЫ не был поврежден стопориый механизм. Для проверки надежности тормозов ковш с жидким металлом или другим передельным грузом должен быть поднят на высоту не более 100 мм. Транспортировка осуществляется медленно, без раскачки — во избежание выплеска шлака или металла. Учитывая повышенную опасность работ с жидким металлом, крановщику разливочного крана запрещается выполнять одновременно движения в двух направлениях (подъем и передвижение ковша краном или тележкой, совмещение движений тележкой и мостом). Одновременная работа двумя механизмами разрешается только при кантовке ковша для заливки чугуна в печи или сливе шлака после разливки металла. Эта работа должна вестись с особой осторожностью.

При обслуживании крана двумя рабочими — крановщиком и его помощником — ни один из них не имеет права отлучаться с крана или возвращаться, не предупредив об этом другого.

В одном из металлургических цехов крановщик передал управление своему помощнику и ушел на перерыв. Возвратившись в цех и не предупредив помощника, он йерешел за ограждение и стал подниматься по торцевой балке на мост. В это время помощник, не. заметив его, привел кран в движение. Крановщик был зажат между торцевой'балкой и подкрановой колонной.

Четко, со строгим соблюдением требований Правил должна быть организована работа двумя кранами, которая допускается в исключительных случаях и под непосредственным руководством лица, ответственного за ее безопасность. Работа стреловыми кранами может быть разрешена только в соответствии с проектом (планом) ее организации, разрабатываемым для каждого отдельного случая специальной организацией или предприятием. В таком проекте (плане) приводят схемы строповки, перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержатся требования к подготовке и состоянию пути и другие указания по безопасному выполнению работ. При этом грузовые канаты должны сохранять вертикальное положение, а нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать их грузоподъемности.

Нередко встречаются и многие другие нарушения, когда стропальщики и крановщики (иногда по указанию руководящих нми лиц) пытаются кранами вытаскивать предметы, засыпанные землей, залитые бетоном, металлом или примерзшие к земле, освобождать защемленные грузом чалочные канаты, цепи, выполнять другие подобные операции; допускают на кран посторонних лиц, даже во время его движения, поднимают грузы при косом натяжении каната, а также грузы, находящиеся в неустойчивом положении или когда на них пребывают люди, подтягивают грузы по земле, полу вагонов, тележки или вагонетки без применения направляющих блоков. Часто краны эксплуатируются с неисправными приборами безопасности и тормозами. Все эти и другие нарушения могут иметь серьезные последствия.

Практика убедительно показывает, что безопасная работа зависит, прежде всего, от того, как относятся к своим важнейшим обязанностям и выполнению основного документа — «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» — лица, ответственные за это дело. Поэтому, наряду с дальнейшим совершенствованием техники и повышением уровня подготовки кадров, главное в борьбе с,авариями и травматизмом — повышецие дисциплины, ответственности за порученное дело, строгое соблюдение правил эксплуатации и техники безопасности руководителями и рабочими, занятыми в крановом хозяйстве предприятий.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: