Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Осмотры и ремонты. Бирочная система
Грузоподъемные краны. Осмотры и ремонты. Бирочная система
Осмотры и ремонты. Бирочная система
На каждом предприятии, где работают грузоподъемные кроны, должна быть создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических осмотров и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватлых приспособлений и тары в исправном состоянии. Организации безопасных условий труда при осмотрах и ремонтах кранов придается особое значение. Недостаточно четко организованная работа, излишнее скопление людей, особенно на подкрановых путях, нарушения Правил ведут к авариям и несчастным случаям. Ремонт того или иного крана организует лицо, ответственное за исправное состояние кранов в. соответствии с графиком, утвержденным руководством цеха или предприятия.
Основа создания безопасных условий труда при чистке, осмотре и ремонте кранов и подкрановых путей — наряд-допуск. Наряд-допуск, подписанный - ответственным лицом, дает право на начало, ведение и окончание работ служит одной из главных мер безопасности. Такой наряд-допуск должен выдаваться также работникам, которые обслуживают технологическое оборудование, расположенное в зоне действия кранов. Отступление от этого порядка, как правило, ведет к серьезным происшествиям.
Краны должны ремонтироваться в установленных местах у посадочных или ремонтных площадок. На ремонтируемом кране контроллеры должны быть выведены в нулевое положение, рубильники, через которые питаются кран и главные троллеп, выключены, плавкие предохранители сняты. Обесточивание должно проводиться не менее, чем двумя отключениями силовой цепи. На указанных рубильниках- обязательно вывешиваются плакаты: "Не включать — работают люди".
После отключения напряжения крановщик передает руководителю ремонта ключ-бирку на право управления краном. По обе стороны ремонтируемого крана (при работе в пролете нескольких кранов) на подкрановых рельсах устанавливаются переносные упоры, а также красные сигнальные флажки днем и красные фонари в ночное время для предупреждения заезда других кранов в зону ремонта.
Площадь под остановленным на ремонт краном ограждается веревкой, на которой вывешиваются надписи: «Проход запрещен — вверху работают!» В необходимых случаях рабочие снабжаются монтажными поясами. При этом руководитель работ указывает места их подсоединения.
В вахтенных журналах ремонтируемого крана и соседних с ним кранов, действующих на одном подкрановом пути (а при необходимости — и в смежных пролетах), обязательно делается соответствующая запись о ведущемся ремонте и мерах безопасности.
На подкрановых путях участки ремонта ограждаются упорами, устанавливаются флажки, ночью — красные сигнальные лампы; троллеи обесточиваются. Машинисты кранов (вcex смен), действующих в пролете ремонта и смежных пролетах, должны знать о времени и месте ремонта. Об этом делается запись в их вахтенных журналах. Могут быть приняты и другие меры безопасности, определяемые спецификой ремонта и местными условиями производства.
Перед каждым ремонтом крана и выполнением работ на подкрановых путях весь персонал, участвующий в ремонте, должен быть проинструктирован по технике безопасности применительно к каждой конкретной работе, о чем делается соответствующая запись в журнале инструктажа (личных карточках).
Все плановые ремонты, осмотры и чистка подкрановых путей выполняются только в дневное время. Ночью подкрановые пути разрешается ремонтировать в аварийных случаях по письменному разрешению начальника цеха и по указанному выше наряду-допуску. После получения наряда-допуска ответственный за ремонт проверяет выполнение условий и указаний в допуске. Во время ремонта крана разрешается пользоваться только исправными, испытанными и имеющими бирки чалочными приспособлениями, соответствующими по грузоподъемности весу поднимаемого груза.
В труднодоступных местах ремонт следует производить с подмостей, выполненных соответственно требованиям к ним по проекту и принятых после изготовления заказчиком по акту. Обычно подмости изготовляются из качественных сосновых досок толщиной не менее 40 мм, со сплошным настилом и прочными барьерами высотой не менее 1200 мм, с полосами внизу по всему периметру высотой не менее 100 мм и средним поясом ограждения. При этом следует помнить, что подмости не могут нагружаться людьми и материалами, превышающими повесу расчетную величину.
Если необходимо провести специальные кратковременные работы на высоте свыше 2 м без подмостей, обязательно надо закрепиться монтажным поясом за надежные части здания или металлоконструкции. В местах, указанных в наряде-допуске, для безопасного движения, на высоте между конечными пунктами необходимо натянуть и надежно укрепить стальной канат, к которому рабочий прикрепляет цепь монтажного пояса.
Во время ремонта каждый слесарь обязан так организовать свое рабочее место, чтобы оно было безопасным и удобным для выполнения работ.
Используемое в ходе ремонтов и осмотров переносное электробсвещение должно быть низковольтным (не выше 12 В).
Руководитель ремонта должен установить такой порядок, чтобы при разборке и сборке механизмов соблюдались условия, обеспечивающие безопасный труд и чтобы детали устойчиво складывались в заранее ' указанные места, не загромождали проходов; чтобы после сборки узлов и окончания ремонта в механизмах не оставались бы мелкие детали, гайки, болты, подкладки, клинья, инструменты, а на все вращающиеся механизмы обязательно и неотложно устанавливались бы исправные и надежные защитные ограждения.
Следует предусматривать и обеспечивать меры безопасного ремонта тележек, учитывая, что при ремонте тележка должна быть установлена в крайнее положение с противоположной стороны от главных троллейных проводов, а при ремонте механизма передвижения моста крана должна останавливаться против этого механизма.
После окончания ремонта к опробованию крана (подъемного механизма) можно приступить лишь тогда, когда проверены все механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, защитные ограждения, все ремонтники сошли с крана, сняты подмости, убраны инструмент, различные детали и предметы. Любые пробные включения механизмов крана, рубильника во время или после окончания ремонта могут быть только с разрешения и в присутствии руководителя, ответственного за ремонт. При этом все работающие на кране должны быть предупреждены о предстоящем включении. Лицо, ответственное за ремонт, обязано проследить, чтобы все заняли безопасное положение. Крановщик может начать работу на кране после его ремонта и ухода людей только по разрешению лица, ответственного за исправное и безопасное состояние крана. Это разрешение должно быть записано в вахтенном журнале.
После выполнения требований наряда-допуска и подачи на кран электропитания крановщик получает у руководителя ремонта ключ-бирку на право управления. Работник, ответственный за исправное состояние кранов и принявший ремонтные работы, разрешает крановщику приступить к опробованию механизмов крана, а также всех приборов и устройств безопасности.
Дежурные с~гесари и электромонтеры, обслуживающие грузоподъемные краны в сменах, обязаны по вызову крановщиков или сменных руководителей производства в течейие смены устранить все возникшие неисправности. Меры безопасного выполнения указанных работ должны быть оговорены в специальной Инструкции по технике безопасности, действующей на предприятии и доведенной до работающих в установленном порядке.
Если на кране обнаружены дефекты, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, дежурный слесарь (электромонтер) имеет право и обязан немедленно остановить кран, забрать у крановщика ключ-бирку, записать в журнал приема и сдачи смены причину остановки и доложить о принятом решении начальнику смены или другому ответственному руководителю производства.
Бирочная (марочная) система. В одном из информационных писем Госгортехнадзора УССР записано: «Не допускать работу электромостовых кранов без применения марочной системы, при которой управлять краном может только лицо, получившее в установленном порядке ключ-марку, замыкающую электрическую цепь управления краном».
Бирочная (марочная) система — эффективная мера предупреждения аварий и несчастных случаев при эксплуатации и ремонте кранового оборудования, опробования его в работе, исключает несогласованные действия между крановщиками и ремонтными работниками, управление кранами случайными лицами. Распространяется она на все электрические мостовые краны, а также на другие виды оборудования в тех случаях, когда крановщику с места управления не видны вращающиеся и движущиеся части механизмов или находящиеся под напряжением, электрического тока.
На предприятиях устанавливаются два образца бирок:
Полезная информация: