Безопасность труда при поении животных
Вода, предназначенная для поения животных и приготовления кормов, должна удовлетворять требованиям производственной санитарии. Вода из открытых водоемов, не отвечающая этим требованиям, перед применением подлежит предварительной обработке (осветлению, обеззараживанию).
При заборе воды из поверхностных источников место забора воды должно быть достаточно широким для подъезда и разворота транспортного средства; подъезд к воде должен быть ровным, пологим, с уклоном не более 12°; берег водоема должен быть защищен от обрушивания.
Водоподъемные установки должны эксплуатироваться в соответствии с Правилами безопасности при устройстве и эксплуатации насосных станций. Не допускается повышение давления в баке водоподъемных установок сверх предусмотренного инструкцией. Перед каждым осмотром и ремонтом водоподъемная установка должна быть полностью отключена от электрической сети. Наличие напряжения в сети следует устанавливать только приборами.
Колодцы с любым способом подъема воды должны быть оборудованы насосом или механическим водоподъемником, закрыты крышками и обнесены ограждением. Площадка около колодца должна быть ровной, иметь водосток и возвышаться на 0,15 м. Лед вокруг них следует скалывать, а территорию посыпать песком.
В местах пересечения водопроводных труб с электрическими проводами последние должны быть защищены изолирующими трубками. Отогревать замерзшие трубы открытым пламенем (факелом, паяльной лампой) не допускается. Места замерзания отогревают горячей водой, паром, соблюдая при этом меры предосторожности от ожогов.
Место водопоя из естественных источников должно быть шириной не менее 3 м. Подход к воде — пологий, ровный, без кустарников и крупных камней.
Поение крупного рогатого скота должно производиться из индивидуальных или групповых автопоилок, подключенных к водопроводу или резервуару, или из передвижных поилок.
Поилки должны обеспечивать свободное поение животных в любое время. При поении скота передвижная поилка на месте водопоя должна быть заторможена. Автоматические поилки в виде чаши должны иметь устройства для поддержания нужного уровня воды. Они должны быть удобными для мойки, чистки, дезинфекции.
При подаче воды с использованием гибкого шланга с наконечником в виде пистолета не допускают потери воды. Не допускают переполнение или подтекание воды из поилок при низких температурах, так как это приводит к образованию в клетках и проходах наледи.
Не допускается скучивание животных во время водопоя. При недостаточном фронте поения водопой должен быть организован поочередно.
При поении овец и коз из водопойных корыт на пастбищах тполнение корыт водой должно производиться в отсутствие животных. При необходимости заполнения корыт водой в присутствии животных работники не должны находиться на пути их движения.
Поение лошадей в денниках и стойлах следует производить из автопоилок или ведер. Объем выпиваемой воды из автопоилок должен регулироваться. При зальном способе содержания лошадей на глубокой подстилке должно быть отведено определенное место для группового поения. Поилки должны регулироваться по высоте.
Табун лошадей к водопою необходимо подгонять шагом, разбивая его при этом на мелкие группы. Дно водопоя должно быть промерено, а границы водопоя — обозначены хорошо различимыми вешками. Водопой лошадей из открытых водоемов проводят лица, умеющие плавать.
При выпойке телятам молока или его заменителя на установке для выпаивания или из кормушек, оборудованных ведродержателями, доставка продукта к месту выпойки должна быть организована по трубопроводу, мобильными установками или при помощи тележек. Не допускается разбрызгивание продукта во избежание образования скользких мест.
Работа на стригальных машинках и агрегатах. Для работы с этой техникой необходимо знать ее устройство.
Стригальная машинка МСО- 77Б приводится в действие от электродвигателя типа АОЛ-012-ЗС через гибкий вал ВГ-10. Трехфазный двигатель имеет мощность 0,12 кВт и частоту вращения 46,6 с-1. Он работает от сети 220/380 В (сила тока 0,59...0,35 А) или от бензогенератора АБ-4-Т/400 и управляется кнопочными пускателями ПНВ-30. Масса двигателя 3,4 кг.
Вращение гибкого вала преобразуется в эксцентриковом механизме машинки в колебательное движение рычага с частотой 2300 двойных ходов в минуту. На конце рычага расположен плавающий нож, сила прижатия которого к противорежущей части — гребенке регулируется нажимным устройством.
При подготовке машинки к работе обязательно смазывают солидолом головки упорного стержня, центр вращения, ролики шестерни шарнира. Вал эксцентрика и передаточный валик смазывают автотракторным маслом.
Высокочастотная машинка МСУ-200В объединяет стригальное устройство и двигатель в одном корпусе, служащем рукоятью. В корпусе стригальной головки собраны эксцентриковый механизм и нажимное устройство. Эти сборочные единицы аналогичны таким же в машинке МСО-77Б. Трехфазный асинхронный двигатель одним концом приводит во вращение эксцентрик, а на другом размещен вентилятор. Частота вращения ротора 183 с-1, число двойных ходов ножа 2200 в минуту, мощность двигателя 0,13 кВт, рабочее напряжение 36 В, частота тока 200 Гц. Масса машинки 1,5 кг, ширина захвата 76,8 мм.
Исследования работы машинок показали, что скорость перемещения машинки при стрижке колеблется от 0,3 до 0,8 м/с и зависит от мастерства стригаля, строения тела животного, высоты и состояния шерстного покрова. По опытным данным скорость 0,3 м/с и менее используется в 10 % случаев, а скорость 0,3...0,8 м/с — в 90 % случаев стрижки. Новые стригальные машинки рассчитаны на скорость 0,8 м/с. Оптимальная скорость стрижки 0,7 м/с без перестрига и повторных срезов.
При уменьшении скорости движения машинки ниже 0,5 м/с увеличивается образование сечки шерсти и быстрее затупляется режущая пара (нож и гребенка), которую приходится заменять после стрижки двух-трех овец. Повышение скорости до 0,9 м/с ухудшает качество среза за счет продольного отгиба шерсти. Часть шерсти остается несрезанной.
Агрегаты ЭСА-Щи ЭСА-12Г в своем составе имеют универсальные стригальные аппараты. Агрегаты ЭСА-1Д используют для стрижки на стационаре с различным числом рабочих мест, ЭСА-12Г — на передвижных пунктах, рассчитанных на 12 мест, временных — на 24, 36, 48 и 60 мест со сдваиванием электрических сетей агрегатов через распределительные ящики. Для питания агрегатов требуется источник тока 220/380 В с частотой 50 Гц. Передвижные и выносные агрегаты оборудуют бензогенераторами типа АБ-4-Т/400. Мощность, потребляемая одной установкой на 12 стригальных мест, не менее 4 кВт. В табл. 12 приведены краткие технические характеристики этих агрегатов.
Рис. 47. Схема размещения оборудования стригального пункта с агрегатом ЭСА-12/200:
1 — стригальная машинка МСУ-200; 2 — выключатель; 3 — преобразователь частоты тока ИЭ-9401; 4 — заземление; 5 — тяга с держалкой; 6 — заточный аппарат ТА-1
На рис. 47 дана схема оборудования стригальной установки с агрегатом ЭСА-12/200, в состав которой входит машинка МСУ-200, преобразователь частоты тока, заточный аппарат с электроприводом и электроарматура (пускатели и др.). Работу машинок обеспечивает преобразователь тока ИЭ-9401 или И-75В. В сеть привода машинок поступает ток напряжением 36 В и частотой 200 Гц (см. табл. 12).
Обслуживают агрегат 14 человек. Специалист по заточке на точильном аппарате ТА-1 подготавливает затупившиеся ножевые пары (ножи и гребенки), устанавливая их на тягу с державкой 5 и перемещая затачиваемую деталь по плоскости диска колебательными движениями, а затем обрабатывает заточенные режущие пары на доводочном аппарате ДАС-350, имеющем ручной и механический приводы. На диск предварительно должен быть нанесен слой абразивной пасты. При отсутствии пасты используют двухдисковые аппараты ТАШ-2, на диски которых наклеивают абразивные шкурки. Мощность асинхронного двигателя на заточных агрегатах 0,5 кВт.
Заточенные концы зубьев, гребенки слегка притупляют на абразивном бруске во избежание ранения животных. Заточку режущих пар проверяют лекалом. Перед заточкой нож и гребенку промывают в керосине или горячей воде, после заточки — в керосине.
Безопасность при раздаче кормов. При доставке кормов на фермы используют различные транспортные средства, поэтому согласно правилам безопасности при их обслуживании к работе допускают лиц, имеющих на это право и прошедших инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Эксплуатацию машин, устранение неисправностей и ремонт работник может производить только при полном отсоединении прицепов и погрузчиков от тракторов, надежном креплении бортов, ограждении карданных и приводных передач защитными кожухами.
При использовании тракторных погрузчиков все работающие согласуют свои действия с трактористом, управляющим погрузчиком. Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку), должны быть оснащены хорошей тормозной системой и, кроме того, приняты дополнительные меры, предупреждающие самопроизвольное их движение.
Таблица 12
Показатель | ЭСА-1Д | ЭСА-12Г |
Производительность (в среднем), овец/ч | 8 | 96 |
Установленная мощность электродвигателей, кВт | 0,12 | 1,84 |
Число рабочих мест | 1 | 12 |
Ширина захвата машинки, мм | 77 | 77 |
Число двойных ходов машинки в минуту | 2300 | 2300 |
Масса агрегата, кг | 7,1 | 224,5 |
Число электродвигателей АОЛ-012-2С | 1 | 12 |
Число машинок для стрижки МСО-77Б | 1 | 12 |
Во время навешивания агрегатируемых с трактором кормораздатчиков и прицепов тракторист должен соблюдать особую осторожность, чтобы не травмировать руки прицепщика и не наехать на него трактором. Поэтому подавать трактор к прицепному устройству машин нужно на малой скорости с полувыключенной муфтой. При этом тракторист должен следить за действиями прицепщика.
Особую осторожность следует соблюдать при соединении вала отбора мощности с карданной передачей машины.
Агрегатируемые с трактором машины, предназначенные для обслуживания животноводческих ферм, должны быть исправны и оборудованы тормозами; все передаточные механизмы — валы, цепи, звездочки, шкивы, шестерни надежно защищены ограждениями и кожухами.
Во время движения запрещается становиться на карданный вал, подающий транспорт на прицепное устройство между трактором и кормораздатчиком, приближаться к битерам и механизмам выгрузочного транспортера.
Чтобы обеспечить нормальную работу транспортеров (шнеков), корма в кузове кормораздатчика при его загрузке рекомендуется распределять равномерно. Делать это нужно только деревянной лопатой, но ни в коем случае не ногами и руками. Во время разравнивания, а также при устранении неисправностей, очистке бункера от остатков корма и промывке его двигатель трактора должен быть заглушён, поскольку может произойти самопроизвольное включение карданного вала.
Особое внимание должно быть уделено прочности закрепления съемных бортов решетки битера и кожуха карданного вала ограждений продольного и поперечного транспортеров.
Водитель, перед тем как въезжать в животноводческое помещение и выезжать из него, должен убедиться, что вблизи нет людей или сигналом предупредить их о начале движения.
На пути движения прицепных кормораздатчиков в проходах не должны находиться люди, животные и посторонние предметы.
Чтобы предотвратить отравление животных выхлопными газами работающего трактора, надо не задерживать его в помещении. После раздачи кормов кормораздатчиком, прицепленным к трактору, необходимо проветрить помещение.
Не допускаются пребывание работников в зоне поворотной стрелы погрузчиков и под грузом, перевозка людей в кузовах прицепов с кормами и без него. Работа трактора с навесным погрузчиком на уклонах более 8° запрещается.
Стога, бурты, траншеи и другие места хранения корма высотой более 2 м разрабатывают вертикальными слоями, начиная с верхней части и с края, стараясь избежать сдвига или обрушения части стога, бурта, траншеи и т.д. Образовавшиеся навесы корма в стогах, буртах, траншеях и т.д. обрушивают одновременно, приняв необходимые меры безопасности.
Разборку стогов сена (соломы) вручную, в том числе уложенную тюками, необходимо начинать сверху, так как при разборке или выборке внизу стога (скирды) образуется козырек, который может обрушиться. При невозможности начать работу сверху следует своевременно обрушить образовавшийся козырек багром или шестом, находясь в стороне от стога.
При погрузке соломы из скирд с одновременным измельчением и пневматической подачей измельченной массы в транспортные средства не допускается пребывание людей вблизи рабочих органов машины и в кузове прицепа.
Наиболее часто тракторы опрокидываются при выполнении транспортных работ, стоговании грубых кормов, выполнении погрузочно-разгрузочных работ. В целях предупреждения опрокидывания необходимо соблюдать и выполнять следующие условия: уклоны дороги на маршруте движения или месте работы не должны превышать для гусеничных тракторов ДТ-75М 46°, колесных тракторов МТЗ и Т-40М — 40°, самоходных шасси — 36°, тракторов Т-25, Т-30 — 30°. Предельный угол подъема и спуска не должен превышать для ДТ-75М, МТЗ-80/82 20°, при буксировке прицепа с грузом — 12°.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с использованием грейферных погрузчиков, погрузчиков-экскаваторов, приспособлений для погрузки и укладки крупногабаритных рулонов и тюков грубых кормов тракторов МТЗ и Т-40М следует установить ширину колеи передних колес 1800 мм, задних — 2100 мм. При выполнении транспортных работ тракторами в агрегате с прицепами сначала следует тормозить прицепом, а затем трактором.
В животноводческих помещениях для транспортирования и раздачи кормов применяют мобильные и стационарные кормораздатчики.
Персонал, обслуживающий кормораздатчики, должен знать их устройство, правила эксплуатации и техники безопасности. Чтобы предотвратить случайное падение людей или животных в приемные емкости для кормов, имеющие люки, горловины, открытые бункера, их оснащают защитными решетками или ограждениями.
Используют мобильные кормораздатчики с ручным и механическим перемещением. В мобильных средствах раздачи кормов наиболее опасные места — шестеренчатые и цепные передачи, цепочно-планчатые транспортеры, карданные валы, вращающиеся блоки битеров, телескопические валы, узлы натяжных звездочек, валы с натяжным устройством.
Для раздачи кормов во многих фермерских хозяйствах в том случае, если пол в помещениях и дороги на территории фермы имеют твердое покрытие без выбоин и ям, применяют тележки с ручной откаткой. У ворот скотных дворов должны быть сделаны наклонные переезды через дороги. Места переезда через транспортеры целесообразно застилать щитами из досок или толстым листом железа.
Не разрешается перегружать тележки и размещать груз выше бортов. Особое внимание следует обращать на исправность колес и осей, легкость их вращения (смазку), надежность крепления кузова и прочность ручек. Тележки с грузом и порожние нужно передвигать путем толкания от себя.
Там, где применяют рельсовые наземные вагонетки, необходимо следить за исправностью их колес и фиксирующего устройства кузова. Чтобы вагонетка не сошла с рельсов, в конце пути нужно установить ограничитель. Передвигать вагонетку следует плавно. Не разрешается переезжать на пустой вагонетке, допускать движение вагонетки без управления, так как на пути могут случайно оказаться люди или животные. Кроме того, ударившись об ограничитель, вагонетка может опрокинуться.
Для раздачи кормов в летних лагерях, на выгульных площадках, в животноводческих помещениях применяются кормораздатчики КТУ-10, КТУ-10А, при эксплуатации которых происходит наибольшее число несчастных случаев. Несчастные случаи происходят при нахождении работников возле карданного вала и около битеров работающею кормораздатчика: одежда человека захватывается битерами. Аналогичное происходит при ремонте цепи транспортера, ее смазывании, очистке битеров.
Захват неогражденным карданным валом происходит в условиях ремонта поперечного транспортера (при его забивании, обмерзании и пробуксовке) и при попытке определить количество корма, находящегося в кузове кормораздатчика.
При работе на кормораздатчике запрещается перегружать его кормами свыше установленной нормы; поворачивать трактор относительно продольной оси раздатчика на угол больше 45°; работать со снятыми защитными ограждениями передач и с ослабленной тяговой цепью или с погнутыми скребками; перевозить людей в кузове кормораздатчика и на прицепном устройстве; агрегатировать кормораздатчики один за другим.
Обслуживающий персонал не должен находиться вблизи рабочих органов во время работы кормораздатчика, в кузове кормораздатчика при включенном двигателе трактора, а также стоять под открытым задним бортом и класть на транспортеры какие-либо предметы.
В стационарных кормораздатчиках можно размещать большое число животных и птицы. Их, как правило, устанавливают в помещениях, имеющих электрический привод. Эти кормораздатчики выполнены в виде скребковых, платформенных, шнековых, ленточных, ленточно-тросовых, цепных, тросо-шайбовых, цепочно-шайбовых, спирально-пружинных, колебательных, пневматических транспортеров. Они могут быть установлены в кормушках или над кормушками на специальных рамах и фундаментах, в трубопроводах.
В электрифицированных кормораздатчиках наиболее опасные места — выгрузочные шнеки, лопастные мешалки, механизмы приводов, цепные передачи, раздаточный шнек, редукторы, вал со спиральной лентой (правого и левого направлений) смешивающего механизма, электродвигатель.
При эксплуатации необходимо следить за исправностью зану-ления. Весь рельсовый путь должен быть соединен с нулевым проводом и контуром заземления, сопротивление которого не превышало бы 4 Ом (1 раз в 10 дней следует проверять надежность зануления, исправность промежуточного реле и мест соединений; очень важно, чтобы все секции рельсового пути были сварены восьмимиллиметровой проволокой).
В стационарных установках раздачи кормов наиболее опасные места — транспортирующие органы, натяжное устройство, приводные станции, шнеки-дозаторы, цепные передачи, блоки звездочек, электродвигатели. Очень важны наличие надежного заземления электродвигателей и всего пускового устройства; исправность технологического оборудования; установка на приводных передачах, цепях, звездочках, шкивах глухих кожухов и защитных ограждений вращающихся узлов; регулировка натяжения транспортеров и приводных ремней, а также устранение неисправностей, чистка транспортеров только после отключения кормораздатчиков от электросети (выключить общий рубильник).
Правилами безопасного труда предусматривается допуск к работе лиц, обслуживающих стационарные кормораздатчики, только после прохождения ими инструктажа на рабочем месте.
На стационарном кормораздатчике детали заменяют при отключенном рубильнике и снятых предохранителях вводного щита.
Работающий кормораздатчик немедленно останавливают при возникновении опасной для жизни или здоровья людей ситуации: несчастный случай (или угроза его); появление дыма или огня в электродвигателе, проводах пуско-регулирующей и защитной аппаратуры; сильная вибрация; поломка каких-либо узлов и деталей; появление напряжения на технологическом оборудовании; значительное снижение числа оборотов двигателя.
В процессе работы надо следить, чтобы транспортеры не перегружались, так как возможно забивание, перескакивание звеньев цепи на звездочках, что может привести к его поломке.
При эксплуатации ленточно-тросовых, шайбовых и других видов транспортеров натяжного типа надо соблюдать определенные правила безопасности труда. Во время работы очищать приводные барабаны от налипания кормов только с помощью деревянной лопатки с удлиненной ручкой; запрещается проталкивать руками забившийся корм. Все натяжные устройства должны быть закрыты кожухами. Нельзя допускать ослабления приводных механизмов. Перед пуском оборудования надо проверить крепление всех соединений и дать сигнал о включении кормораздатчика в работу; применять (где возможно) шайбовые кормораздатчики закрытого типа. Электродвигатели и вся пусковая аппаратура должны быть надежно защищены. В местах поперечных проходов следует установить переходные настилы со ступеньками над лентой кормораздатчика.
При работе кормораздатчиков колебательного типа с эксцентриковым механизмом нельзя стоять близко у торцов колеблющегося желоба.
Оператор, обслуживающий кормораздатчик, должен работать в спецодежде и, по мере необходимости, в защитных очках.
Безопасность при доении. При выполнении преддоильных операций и доения оператор пользуется ведром с водой, салфетками, полотенцем, кружкой, доильными аппаратами, приспособлениями для фиксации хвоста и конечностей животного.
Одновременный перенос и размещение такого количества предметов неудобны. При доении оператор находится в вынужденной позе, согнувшись, сидя на корточках. В результате этого наступает быстрое утомление, дойка прерывается. Все это приводит к отклонению от санитарных правил, снижению качества продукции, травмированию оператора животным. Разработанный во ВНИИОТ табурет-контейнер позволяет доить коров в положении сидя, а используемые предметы хранить в нем до окончания дойки. Табурет регулируется по высоте, что позволяет работать на нем операторам разного роста. Масса его не более 3 кг вместе с используемыми при дойке предметами.
В последнее время широкое распространение для малых ферм и крестьянских хозяйств, насчитывающих 20...50 коров, находит доильный стационарный агрегат ДАС-Ф-3. При его обслуживании перед началом работы необходимо проверить исправность ограждений и заземление электрооборудования, не работать при работающем вакуумном насосе, а также со снятым ограждением. Если для насоса нет специального помещения, то его необходимо оградить решеткой. При приготовлении кислотных растворов следует надевать резиновые перчатки, фартук и защитные очки. Помещение для доильного агрегата необходимо оборудовать средствами пожаротушения, содержать их в постоянной готовности и исправном состоянии.
Безопасность при навозоудалении. Значительное число несчастных случаев происходит при работе агрегатов навозоудаления. Уборка навоза предусматривает очистку станков от навоза, его удаление и транспортировку за пределы животноводческих помещений.
По способу удаления навозных масс из навозоприемных каналов различают транспортные, самотечные непрерывного и периодического действия (отстойно-лотковые, шиберные), смывные и рециркуляционные системы.
Несчастные случаи на навозоуборочных транспортерах происходят из-за захватов элементами наклонного транспортера при нахождении в зоне движущихся деталей, при падении в приямки возле наклонного транспортера из-за отсутствия ограждения, в результате электропоражения при прикосновении к корпусу транспортера (в условиях эксплуатации питающего кабеля с нарушенной изоляцией на входе в клеммную коробку электродвигателя).
Установлено, что захваты элементами транспортеров — типичная травматическая ситуация при эксплуатации агрегатов кормо-приготовления, измельчителей и дробилок кормов: несчастные случаи происходят во время нахождения человека в зоне вращающихся и движущихся деталей при подаче сырья в приемные камеры, очистке рабочих деталей при забивании. Транспортная система предусматривает сухую многократную ежедневную чистку станков и удаление навоза без разбавления его водой с помощью установленных там скребковых или скреперных транспортеров.
Для безопасной эксплуатации навозоуборочных транспортеров и скреперов должны быть предусмотрены дистанционное управление с дублирующими кнопками в противоположных торцах помещения и звуковая сигнализация.
При эксплуатации транспортера (скрепера) в комплекте с наклонным транспортером должна соблюдаться очередность включения и выключения: наклонный транспортер включается первым и выключается последним. Наклонные скребковые транспортеры должны иметь устройства, предотвращающие обратный ход.
Не допускается разъединение горизонтальной части скребкового транспортера (ТСН-160, ТСН-80), если груз натяжного устройства не снят, а также включение его в работу, если груз не установлен на место.
При ремонте или техническом обслуживании наклонного транспортера не допускается нахождение на нем работников. Для этой цели должна применяться лестница. Проем в стене для наклонного транспортера в холодное время года должен быть закрыт щитом или фартуком из плотной ткани, а сам транспортер — находиться в утепленном коробе.
При уборке навоза трактором с бульдозерной навеской в помещениях для содержания крупного рогатого скота, овец работу следует начинать с торца здания, остерегаясь опрокидывания трактора. Уборку навоза необходимо производить в отсутствие животных и работников. Выхлопная труба трактора должна быть оборудована искрогасителем. Мобильные транспортные средства должны иметь исправные внешние световые приборы и звуковые сигналы.
На свиноводческих фермах и фермах крупного рогатого скота в основном применяют способ гидравлической уборки навоза и транспортеры всех модификаций. Транспортеры прокладывают в каналах на определенной глубине в виде замкнутых контуров и монтируют из расчета один на два канала. Скребковые (штанговые) навозные транспортеры снабжены натяжной и приводной станциями.
Рабочий орган транспортера — тяговая пластинчатая цепь с укрепленными на ней консольно-стальными скребками уголкового профиля — уложен на дне канала. Очищают канал от навоза, попавшего на него через решетчатый пол или сметенного на него, два-три раза в сутки.
Обслуживание транспортера заключается в периодическом натяжении цепи, так как в процессе эксплуатации она растягивается и изнашивается. Ее натягивают перемещением звездочки натяжного устройства. При выполнении этой операции следует использовать типовой инструмент и приспособления; при выполнении ремонтных работ общий рубильник должен быть выключен.
Если скребки забились навозом, нельзя устранять забивание руками или металлическим прутом. Лучше использовать деревянную палку длиной 1 м и диаметром 2,5...3 см.
Во избежание разрыва тяговой цепи не следует перегружать транспортер, заполнять его большой массой. Следует чаще включать скребковые навозные транспортеры в работу. При работающем скребковом транспортере запрещается впускать в помещение и выпускать из него животных.
Все электрооборудование системы следует надежно заземлить, а вращающиеся детали установки оградить защитными кожухами. Решетки для перекрытия навозоприемных каналов могут быть железобетонными, чугунными и стальными (обычно для поросят-отъемышей). Во избежание травм решетчатые панели должны быть прочными, без острых или выступающих частей на поверхности, с определенными размерами ширины щелей и планок решеток. Чистить решетки разрешается только граблями. Снимать отбросы с граблей руками запрещается. Очищать грабли следует осторожно и только в рукавицах.
Опыт эксплуатации и ремонта навозоуборочных транспортеров показывает, что они ненадежны и небезопасны в работе, трудоемки в ремонте. На их долю приходится большое число несчастных случаев. Чаще, чем другие узлы и детали транспортера, ломается натяжное устройство. Натяжное устройство, разработанное во ВНИИОТ, повышает надежность и безопасность работы указанных транспортеров. Оно позволяет ослабить одновременно четыре звена цепи, находящиеся между зацепами. Остановив транспортер, выбирают место в цепи у натяжного устройства, ставят устройство в замкнутый контур на участке между двумя скребками и натяжным винтом транспортера, перемещают натяжную звездочку в исходное положение и удаляют из контура два звена, после чего натягивают цепь, соединяют ее и снимают приспособление с замкнутого контура.
К обслуживанию машин и оборудования по удалению, обработке и хранению навоза допускают физически здоровых людей, прошедших специальную теоретическую и практическую подготовку и имеющих удостоверение на право эксплуатации машин и оборудования.
Персонал, занятый на работах по эксплуатации, обслуживанию и ремонту транспортеров, обязан знать, что нельзя выполнять очистку, натяжение цепи, крепежные работы и смазку во время работы транспортера; эксплуатировать транспортер со снятым ограждением привода и натяжных устройств; становиться на цепи и звездочки транспортера. Поворотные звездочки транспортеров должны иметь устройство для самоочистки.
Транспортеры и люки для сброса навоза и помета ограждают защитными решетками; проем наклонного транспортера в холодное время года закрывают щитом или фартуком из тяжелой ткани.
При эксплуатации пневматической установки для удаления навоза необходимо руководствоваться действующими Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
При обслуживании компрессорной установки, предназначенной для пневматического удаления навоза, не допускается при работающем компрессоре крепить соединения, затягивать болты, открывать люки картера, подтягивать предохранительные клапаны, применять бензин и керосин для очистки и промывки деталей компрессора, соприкасающихся со сжатым воздухом. Сосуды компрессора должны систематически продуваться, чтобы в них не скапливались масло и вода.
Эксплуатация пневматических установок допускается при наличии на продувочной емкости и ресивере исправных манометров, предохранительных клапанов и трубопроводов. При удалении навоза из навозонакопителей пневматической установкой запрещается открывать люк и спускаться в накопитель. При транспортировании навоза не допускается проводить какие-либо работы с запорным клапаном накопителя, устранять неисправности, затягивать болтовые соединения на навозопроводах.
Пробки из навозопровода должны удаляться путем обратной продувки, предварительно снизив давление в накопителе до атмосферного. Удалять пробки путем повышения давления выше рабочего, указанного в паспорте, не допускается. При забивании магистрального трубопровода устранять неисправности следует после прекращения подачи сжатого воздуха и понижения давления до атмосферного.
Загружать накопитель следует до уровня, установленного проектом или заводом-изготовителем.
По окончании удаления навоза избыточное давление в накопителе должно быть снижено до атмосферного.
В вентиляционных системах насосных станций следует предусматривать резервные вытяжные вентиляторы, включающиеся автоматически при выходе из строя рабочих.
В насосных станциях следует контролировать: уровень заполнения приемного резервуара (жижесборника, навозосборника); уровень заполнения дренажного приямка; давление в напорных трубопроводах; давление, развиваемое насосным агрегатом.
В насосных станциях следует предусматривать местную аварийно-предупредительную сигнализацию. При отсутствии постоянного рабочего места должна предусматриваться передача сигнала о неисправности на диспетчерский пункт или пункт с круглосуточным дежурством.
Эксплуатация насосных агрегатов должна производиться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Трансмиссионные передачи насосных установок должны эксплуатироваться в соответствии с действующими Правилами безопасности при устройстве и обслуживании трансмиссий.
Перед выгрузкой навоза из подпольного навозохранилища скреперной установкой должна быть произведена проверка состояния канатов установки.
При эксплуатации ковшовых навозопогрузчиков необходимо следить за исправностью электролебедки. Запрещается стоять под поднятым ковшом погрузчика. Люки навозохранилища, в которые опускается ковш погрузчика, должны быть огорожены на высоту не менее 1,2 м.
Навоз должен направляться на хранение в прифермские или полевые хранилища для биологического обеззараживания в течение 12 мес.
При имеющихся случаях инфекционных заболеваний навоз должен быть обеззаражен биотермическим или химическим методом или сожжен.
Особую осторожность следует соблюдать при очистке или ремонте колодцев, жижесборников и закрытых емкостей, в которых могут работать лица только мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие обучение по охране труда.
Горючие и токсичные газы типа метана, сероводорода, формальдегида могут скапливаться в колодцах и жижесборниках.
Перед выполнением работ в колодцах, закрытых емкостях (жижесборниках, навозосборниках) в обязательном порядке с работниками должен проводиться текущий инструктаж и выдаваться наряд-допуск.
В наряде должно быть указано содержание работ, меры безопасности при их выполнении, время начала и окончания работ, состав бригады и данные о проведении инструктажа по охране труда с обязательной подписью работников. Право выдачи и утверждения наряда на работы повышенной опасности устанавливается распоряжением (приказом) по хозяйству. Наряд выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ.
Бригаде для работы в колодцах (камерах) полагается следующий инвентарь: испытанный спасательный пояс с наплечными ремнями и кольцами на их пересечении; веревка, проверенная на разрыв при нагрузке 1200 Н, длиной на 3 м больше глубины колодца (использование поясных ремней запрещается); шланговый противогаз со шлангом на 2 м длиннее глубины колодца или кислородный изолирующий противогаз; аккумуляторный фонарь напряжением не выше 12 В или шахтерские лампы (применение источника света с открытым огнем запрещается); передвижной (переносной) вентилятор (компрессор); переносные (предупреждающие и запрещающие) знаки безопасности; в ночное время к треногам, на которых установлены знаки, прикрепляют сигнальные фонари с красным светом; крюки и ломы для открытия крышек колодцев; аптечка с набором средств первой медицинской помощи.
Для удаления газа из колодцев следует применять естественное проветривание (не менее 20 мин) путем открывания крышек соседних выше- и нижележащих смотровых колодцев на самотечной канализационной линии. При этом крышка рабочего колодца остается закрытой (при проветривании колодца на водопроводной сети открывают крышку рабочего колодца). Заполнение колодца водой производится с последующей ее откачкой, при этом водопроводный колодец можно наполнить водой через поперечный гидрант, а в случае его отсутствия — при помощи передвижной установки с емкостью и насосом (типа передвижного водораздатчика). Лучшие результаты, конечно, дает усиленное и длительное нагнетание воздуха с помощью ручного вентилятора или компрессорных установок. Полное отсутствие газа в колодце или закрытой емкости должно быть подтверждено вторичной проверкой ламп ЛБВК и только после этого разрешается спуск в колодец или закрытую емкость.
Проверять концентрацию газов в колодце открытым пламенем нельзя. Во избежание взрыва не допускается выполнять работы, которые могут вызвать искрообразование. Для работы в колодцах применяют инструмент из цветного металла, исключающего искрообразование, а рабочие поверхности инструмента из черного металла обильно смазывают солидолом или другой смазкой.
Рабочим, находящимся на поверхности, не следует подходить к колодцу или емкости с горящей папиросой или открытым огнем, а также выполнять другие работы, не связанные с проведением работ в колодце или емкости.
Если газ из колодца или закрытой емкости нельзя полностью удалить, спуск разрешается только в изолирующем противогазе со шлангом, выходящим на 2 м в сторону от лаза. Шахтерские лампы и аккумуляторные фонари должны быть опломбированы.
Полезная информация: